Думаю, каждый из нас хотя бы пару раз в жизни следил за принятием того или иного законопроекта, за внесением поправок в закон. Возлагал на него какие-то свои ожидания. И вот тот или иной закон принят, но по существу никаких изменений мы так и не дождались.
Зачастую до решения суда отцу вообще не дают общаться с ребенком
Да что там новый закон. Давайте рассмотрим давно существующую норму, основу основ Семейного кодекса.
Итак, статья 61 Семейного кодекса гласит: «Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)». Что же это должно значить на практике? Допустим, суд рассматривает вопрос, с кем остается проживать ребенок, не достигший 10 лет. Суд должен, изучив материалы дела, исходя из равенства прав, решить, с кем же будет жить ребенок.
Сравнить должны всё: степень привязанности ребенка к матери или отцу, условия проживания у матери и отца, материальное положение сторон, близость будущего места проживания ребенка к школе, в которой он учился, или детскому саду, к друзьям, родственникам.
Что же происходит в реальности? Безусловно, суд все это рассматривает, стороны, помня, что процесс состязательный, приносят различные доказательства, пытаясь объяснить, что именно с ним или с ней ребенку будет лучше. Но лично я знаю всего один случай, когда ребенка оставили с отцом (ситуацию с известными, публичными людьми рассматривать не будем).
Ни один суд в реальности не рассматривает возможность оставить ребенка с отцом. Я не предлагаю рассматривать спорные ситуации, когда у родителей действительно равные данные: ребенок привязан к ним обоим, оба родителя проживают в плюс-минус одинаковых квартирах, одинаковый доход, одинаковое время готовы уделять ребенку.
Но даже в ситуации, когда мать проживает на площади, не соответствующей минимальным нормам по метражу на человека, и квартира находится в месте, далеком от прежнего места жительства ребенка, когда она работает на двух работах, а отец (а такое не редкость), являясь, допустим, инвестором, имеет 5–8 рабочих часов в неделю, живет в комфортабельном жилье, реально готов посвятить свое свободное время ребенку... Все равно – шансов у него нет никаких. Ребенок все равно будет оставлен проживать с матерью.
А дальше начинается самое страшное, на мой взгляд. Определяется порядок общения с ребенком. И вот тут начинают проявляться в полной мере все обиды, невысказанные упреки, амбиции и все прочее, что сопутствует достаточно болезненной процедуре развода. Преследуемая цель может быть любой – наказать, уязвить супруга, выбить большие алименты, заставить отца мучиться без общения с ребенком, заставить жалеть о своем решении уйти из дома. И опять-таки, даже при установлении графика общения с ребенком никакого равенства нет.
Что получает в среднем отец? Один день в неделю, допустим, в субботу с 15.00 до 19.00 и, если бывшая супруга будет сильно настаивать, скорее всего, в присутствии матери. И еще разговоры по телефону каждый день, в течение 10 минут. К этому стоит добавить, что зачастую до решения суда отцу вообще не дают общаться с ребенком.
При нашем неторопливом правосудии до судебного заседания может пройти еще полгода-год, и в судебном заседании матери заявляют, что ребенок не имеет тесных взаимосвязей с отцом, боится отца, не привык к отцу и прочее, прочее. Безусловно, если ребенку два-три года, он за это время может полностью забыть другого родителя. Даже если долго не видеться с ребенком более старшего возраста, межличностные связи могут быть нарушены.
Существует банальная истина – хочешь поступить справедливо, поставь себя на место другого человека. Если бы женщины научились задавать себе вопрос и честно на него отвечать: «Что было бы, если бы я видела ребенка раз в неделю, на пару часов?» (да и в эти пару часов ребенок может быть болен или, допустим, в школе могут быть назначены обязательные дополнительные уроки – какие-то недели, безусловно, пропускаются), возможно, не было бы таких историй. Если бы женщины смогли разобраться в своих эмоциях и понять, что плохой муж не всегда равно плохой отец, ситуация тоже могла бы измениться.
Давайте будем более ответственными родителями и поймем, что речь идет не только о правах отца на общение с ребенком, но и о правах и интересах ребенка. И если государство не может уравнять нас в правах, давайте хоть как-то сами попытаемся исправить сложившуюся ситуацию.
И если у кого-то из мужчин в такой ситуации опускаются руки, я хочу еще раз напомнить: ваши дети вряд ли кому-то будут так нужны и важны, как вам, вряд ли кто-то сможет дать им столько тепла, знаний и жизненных навыков. Не оставайтесь в стороне, боритесь за себя, за свои права, за своих детей, используя для этого все законные возможности, и попытайтесь донести до матери своих детей, что вы боретесь не с ней, вы не пытаетесь причинить ей боль, вы просто хотите того, чего бы хотела она на вашем месте.