В Австрии робот-чистильщик покончил с собой, взобравшись на включенную электроплиту. Журналисты предположили, что домашнему механизму опостылела однообразная скучная работа по дому. У него, наверное, были возможности самообучения, вот он и досамообучался до того, что признал свою жизнь бессмысленной и беспросветной.
Самым совершенным мозгом на планете обладает все-таки человек, хотя это и не всегда заметно
Что-то подобное произошло в июне в Михельдорфе, когда «сумасшедший» робот-газонокосильщик совершил акт отчаяния, перерезав шланг с горючим. Наверное, газонокосилку так же, как и робота-уборщика, доконала бесцельность существования.
Интересно, доказывает ли это истинность убеждений сторонников традиционности распределения гендерных ролей, что женщину учить – только портить? И правда, а вдруг как излишняя образованность откроет женщинам тщету и унизительность домашней возни – и они начнут пачками самоуничтожаться? Или, того хуже, станут эмансипироваться опять, уже всерьез?! А почему, кстати, до сих пор терпят весь этот ужас? Или роботы тоньше и чувствительнее? Ну да, они же электронные.
Пенсионный калькулятор, весь из себя инновационный... запутался в вычислениях. Будут теперь бедолагу править вручную. И кто знает, программа ли была нехороша или сама пенсионная система, вводимая в нашей стране вопреки воле большинства граждан, буквально-таки через клизму, так изумила совершенное устройство, что оно тронулось умом и позабыло все правила как высшей математики, так и просто арифметики...
А у меня на работе недавно занедужил «Директум». Это программа электронного документооборота, внедряемая в нашем университете в соответствии с генеральной линией на компьютеризацию всей страны. Программа стала отвергать все приказы сама, даже не доводя их до руководства, постоянно настаивая на переделках, критикуя представленные документы в одних и тех же выражениях, что бы ей ни отвечали, как бы старательно не привыкшие к электронике работники ни вносили требуемые изменения.
Я пожаловалась коллеге на свои электронные проблемы, а он ответил мне задумчиво: «А вы посмотрите, погода-то какая? Всякий занедужит». И действительно, предзимье разгулялось, весь день то валил снег, то выглядывало солнце, то срывался дождь. У меня с утра немилосердно болела голова, и в этой мигреневой дымке мне вдруг показалось очень понятным и естественным, что в такой неспокойный день и компьютерная программа, по-человечески страдая метеозависимостью, внезапно «съихала с глузду», как сказали бы наши в прошлом братья, а теперь вполне независимые украинские соседи.
Каждый из приведенных случаев имеет вполне рациональное объяснение: нет тут никакой мистики, нет здесь ни восстания, ни страдания машин. А есть вполне вероятные и объяснимые в каждом случае человеческие ошибки. Скорее всего, с роботом напортачил сам хозяин, газонокосилка просто сломалась, и ее «поступок» кажется осмысленным вредительством только со слов очевидцев, наделенных, судя по всему, художественным воображением. Правительственный пенсионный калькулятор и наш «Директум» всего-навсего не отлажены как следует.
Однако социальными фактами являются не только события сами по себе, но и их толкования, восприятие их людьми, даже мифы, возникающие вокруг этих событий. Так почему же мы так упорно очеловечиваем в своей лексике пресловутые гаджеты, без которых уже немыслима современная жизнь? Наверное, так своеобразно проявляется зависимость современного человека от электронных устройств. А ведь она есть, зависимость эта, и двоякого рода.
С одной стороны, без гаджетов нынче никуда, мы все окружены приборами, в устройстве и принципе действия которых большинство из нас не понимают ничегошеньки. Так мы еще, понукаемые рекламой ли, соображениями ли статуса или просто любопытством, тянемся и тянемся за НТП, стараемся прикупить приборы поновее, понавороченнее.
С другой стороны, в людях живет неосознанное, может быть, убеждение в том, что все, что является продуктом точных и естественных наук, лишено присущих человеку слабостей и недостатков. И от приборов, информационных технологий и компьютерных программ мы начинаем ждать уже не просто приращения комфорта, а гораздо большего – решения наших проблем, упорядочивания нашей жизни. И когда этого не получается, говорим: робот покончил с собой от скуки, а программа занемогла из-за плохой погоды. Так мы очеловечиваем машины, обнаруживая у них несовершенства.
Но откуда, например, интернет возьмет информации больше, чем мы ее производим? Он может только обеспечить невиданные ранее масштаб и скорость распространения тех сведений, что есть. Возникает недогруженность электронных информационных потоков, и по ним начинает распространяться всякий мусор – и вот вершина человеческой мысли в области передачи информации поутру в новостной ленте или рекламе предлагает вам обратиться к магу, чтобы снять (или навести) порчу или сглаз, приворожить кого-то, а если надо, то отворотить. Нередко к подобным предложениям присовокупляется уверение в том, что «используются новейшие технологии». Так что и в наведении порчи, в привороте и сглазе тоже произошел прогресс. Интересно какой?
Вполне вероятно, что хозяева мятежных гаджетов – робота и газонокосилки – сами запутались в бытовой бессмыслице и в отчаянии уничтожили приборы, не приносящие чаемого облегчения. Но ведь от того, что кто-то за вас выполняет монотонную работу, ваша собственная жизнь не станет автоматически разнообразнее и интереснее. Автоматизация быта высвобождает время, которое можно потратить на что-то более интересное и значимое. Но для этого нужно хотеть и уметь заниматься чем-то осмысленным. Хотя, может быть, все было гораздо проще – неисправные приборы, небрежность в обращении, неверно истолкованные обычные бытовые неурядицы.
И уж конечно, никакие электронные правительства и документообороты не смогут преодолеть несовершенства системы управления, незрелые алгоритмы, которые не улучшатся от перевода на компьютерный язык. Напротив, там, где люди, соображаясь с обстоятельствами, адекватно реагировали на управленческие нелепости, умудрялись обходить их или даже обращать на пользу делу, прямолинейный электронный мозг будет выполнять все в точном соответствии с неразумными (а то и безумными) правилами и в конечном итоге перейдет в режим итальянской забастовки. А мы скажем – с ума сошел.
Кстати, в последние годы мы так привыкли к управленческому хаосу и безумию, что полагаем естественным для «совершенного» электронного мозга «взбунтоваться» и прекратить работу в таких возмутительных обстоятельствах. Это человек-де все стерпит, а электроника, она же «умная и совершенная». И тонкая.
Но крути не крути, а самым совершенным мозгом на нашей планете обладает все-таки человек, хотя это и не всегда заметно.
Но то, что отдельно взятый Вася или Петя, депутат или министр не умеют пользоваться этим триумфом эволюции, вовсе не означает, что пенсионный калькулятор или бытовой робот справятся сами по себе с тем, с чем министр или Вася не справляются. Ничего не получится, нужно обучать Петь и Вась, да не информационно-инновационным придумкам, а настоящим наукам, которые все-таки не роботы создали. А министров и поменять можно, как и депутатов. Это будет и умно, и тонко, и очень человечно.
Мы на словах очеловечиваем машины, обнаруживая в них «человеческие» слабости. А не воспользоваться ли нам своими сильными сторонами, чтобы очеловечить по-настоящему свои собственные отношения и условия жизни? И протестовать самим, если общественные отношения не поддаются с налета очеловечиванию, а не выдумывать бунт электроники?
И упорядочивать свою жизнь самим, поручая приборам выполнение разумных и обоснованных указаний. Тогда, глядишь, и у роботов не будет причин для самоубийства, пенсионный калькулятор посчитает все правильно и по справедливости, наш «Директум» придет в себя, и все гаджеты заживут счастливой, наполненной жизнью. А с ними и мы.
Источник: Интернет-журнал «Рабкор.ру»