«Интеграция с Индией?»

@ из личного архива

14 ноября 2013, 08:22 Мнение

«Интеграция с Индией?»

Для того чтобы оценить последствия создания Таможенным союзом зоны свободной торговли с Индией, прежде всего надо рассмотреть текущее состояние дел индийской экономики и ее перспективы.

Сергей Кизима

доктор политических наук

24 октября президент России Владимир Путин сообщил на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Минске, что Индия проявляет интерес к подписанию договора о зоне свободной торговли с Таможенным союзом: «Только что у нас в гостях был наш большой друг, премьер-министр Индии. Он просил меня поставить вопрос на нашей сегодняшней встрече о том, что Индия хотела бы рассмотреть возможность подписания договора о зоне свободной торговли с Таможенным союзом». Президент отметил: «Думаю, что имея в виду объемы, масштабы индийского рынка, перспективы развития Азии в целом, нам нужно самым серьезным образом отнестись к этому предложению».

Индия сможет внести серьезный вклад в развитие Таможенного союза

Для того чтобы оценить последствия создания Таможенным союзом зоны свободной торговли (ЗСТ) с Индией, прежде всего надо рассмотреть текущее состояние дел индийской экономики и ее перспективы. При этом совершенно разумно провести этот обзор в сравнительной перспективе на основе того, как обстоят дела в самом Таможенном союзе и его наиболее перспективных членах – Кыргызстане, Армении и Таджикистане. Хотя Индия и не стремится вступить в эту организацию, ЗСТ с ней сможет максимально приблизить Дели к внутренним правилам игры.

Хорошей основой для объективного исследования является база данных МВФ. Используя ее, мы можем убедиться, что Индия лидирует по таким показателям, как доля ее ВВП по паритету покупательной способности в мировой экономике и темпы прироста экономики. ВВП Индии в процентном отношении к общемировому вырос с 3,06% в 1992-м до 5,67% в 2012 году.

Для сравнения: из нынешних членов Таможенного союза рост ВВП к мировому за этот период характерен лишь для Казахстана и Беларуси. У Казахстана он возрос с 0,27% в 1992 году до 0,28% в 2012 году, у Беларуси ВВП увеличился с 0,16% до 0,18%. У России, к сожалению, с 1992 по 2012 год ВВП сократился с 4,2% до 2,99% от общемирового. Из стран, являющихся потенциальными членами организации, преуспела лишь Армения.

Ее ВВП с 1992 по 2012 год вырос с 0,015% – до 0,023%. ВВП Кыргызстана за указанный период сократился с 0,025% – до 0,016%, а ВВП Таджикистана с 0,024% от мировой экономики до 0,021%. Уже эти первичные данные позволяют убедиться, что Индия не будет пассивным участником в возможной ЗСТ, а сможет внести серьезный вклад в развитие самого Таможенного союза, располагая не только экономикой в полтора раза большей, чем у стран-членов, но и демонстрируя превосходящие темпы экономического роста.

При этом учтем и то, что Индия смогла добиться таких показателей в условиях беспрецедентного роста населения, которое за прошедшие два десятилетия возросло почти в полтора раза, с 882 миллионов до 1211 миллионов человек. Чтобы избежать подобных проблем со слишком быстрым ростом населения, Китай, кстати, предпринял ряд очень жестких мер по сокращению рождаемости, в результате которых, по оценкам экспертов, в стране не родилось около 300 млн человек за три прошедших десятилетия.

Индия предпринимала лишь отдельные шаги в этом направлении, что не дало должного эффекта. К сожалению, из действующих и потенциальных членов Таможенного союза только Кыргызстан и Таджикистан смогли похвастаться ростом населения с 1992 по 2012 год, но, как отмечалось выше, ВВП этих стран в итоге сократился к общемировому.

Неплохих показателей Индия смогла добиться и в области инвестиций. С 23,75% в 1992 году они выросли до 35,6% от объема экономики, по данным на 2012 год. Это выше, чем у любой из стран – членов Таможенного союза и кандидатов на вступление. Максимально близко к индийскому результату приблизилась Беларусь с результатом в 33,7% по итогам 2012 года. На втором месте находится Кыргызстан с 26,7% инвестиций в размере от ВВП, на третьем – Россия с 24,9%, на четвертом – Казахстан с 23,6%, на пятом – Армения с 22,5%, на шестом – Таджикистан с 16,7%.

Выигрышно большинство стран Таможенного союза смотрятся на фоне Индии по показателю ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. В Индии он составляет 3,8 тысячи долларов на душу в 2012 году. Лидирует Россия с 17,5 тыс. долларов по итогам 2012 года, на втором месте находится Беларусь с 15,5 тыс. и на третьем – Казахстан с 13,5 тыс. долларов. Из потенциальных кандидатов на вступление только Армения находится выше уровня Индии – ВВП на душу в ней составляет 5,9 тысячи долларов. В Кыргызстане этот же показатель уже значительно меньше индийского – 2,4 тысячи долларов, а в Таджикистане отстает еще значительнее – 2,2 тысячи долларов.

Конечно, может возникнуть вопрос, почему бы не создавать ЗСТ не с Индией, а с Китаем, который значительно более преуспел, чем Индия, в развитии своей экономики за прошедшие два десятилетия. К примеру, его ВВП вырос с 4,11% от общемирового в 1992 году до 14,74% к 2012 году. К сожалению, в самой постановке вопроса кроется и разумный ответ. Экономика Китая чрезмерно эффективна для создания Таможенным союзом с ним ЗСТ в ближайшие годы.

Если такая зона будет создана, промышленный сектор стран, участвующих в евразийской интеграции, может войти в затяжной кризис из-за непосильной конкуренции со слишком эффективной и более современной китайской промышленностью. А это заведомо не является идеей интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

В случае же с Индией можно ожидать более-менее жесткой конкуренции лишь в сферах текстильной и горнодобывающей промышленности, фармацевтики, сектора информационных технологий. По этим направлениям можно согласовать квоты на поставки индийских товаров и услуг, которые минимизируют риски для производителей в Таможенном союзе. В других отраслях экономики явное преимущество будет на стороне стран Таможенного союза.

Оценивая возможности и риски на пути создания ЗСТ с Индией, можно полностью согласиться с Владимиром Путиным о необходимости самым серьезным образом рассмотреть эту перспективу. Тем более что ЗСТ не создает тех рисков, которые могли бы возникнуть в случае полноценного вхождения Индии в Таможенный союз, включая неконтролируемое проникновение дешевой рабочей силы. Преимуществ в установлении режима ЗСТ с Индией ощутимо больше, чем недостатков. В том числе и непосредственно для России, уже наладившей тесное взаимодействие с Индией по линии БРИКС.

..............