«Севастополь, дважды использованный»

@ кадр из выложенного в сети видео

12 ноября 2013, 18:38 Мнение

«Севастополь, дважды использованный»

Властям города, явно приложившим руку к этой статье, следовало бы меньше думать о саморекламе и создании «инвестиционного климата» и больше уделять внимания тому, что думают о них и о городе сами его жители.

Денис Денисов

член Российского социалистического движения и «Левой оппозиции» (Украина), журналист, историк.

Недавно я заходил в самый обыкновенный московский «Кофе Хаус» на Тверской. Цель была проста – проверить почту и новости в интернете, отправить пару деловых сообщений и так далее. Надо сказать, я был обрадован обилием предназначенной для бесплатного распространения печатной продукции, что томилась при входе в кафе, ибо моя квартирная хозяйка – типичная московская бабушка – как раз просила набрать газет для хозяйственных нужд.

Читая бесконечные перепечатки из путеводителей про Музей, Малахов курган и Херсонес, я начинаю понимать, как сильно недооценена история моего города

Улов оказался богатым. Это я выяснил уже в метро, возвращаясь домой. Среди прочего мне попалась и англоязычная газета The Moscow Times. Каково же было мое удивление, когда на центральном развороте выпуска (№ 5238 за 21 октября 2013 года) я увидел большую статью про Севастополь! Приятно, конечно, получить напоминание о родном городе, особенно когда на московских улицах температура приближается к нулю. Но меня ожидало разочарование – это была и не статья вовсе, а своего рода инструкция по применению.

«Севастополь – дважды осажденный, но дружелюбный». Этот заголовок заставил меня подумать, что кто-то дважды попользовался городом и выкинул его... И теперь город, потеряв свои полезные свойства военно-морской базы, стал «городом-курортом» (как тут не вспомнить дискуссии начала 2000-х среди жителей об этом новом предназначении их города). Короче, после прочтения всех этих бесконечных «mustsee» и «mustvisit» у меня сложилось стойкое впечатление, что, разглядывая Севастополь именно под таким углом зрения, редакция МТ вознамерилась повторить эту «историю использования», как водится, в виде фарса... Но все же попробуем подойти к содержанию статьи несколько более основательно.

Вначале мы видим стандартную историю о том, как Севастополь был основан Екатериной II и перешел в состав Украины. Что может быть скучнее? Впрочем, невозможно обойтись без общих мест, так что здесь нам стоит быть снисходительными.

Но дальше начинается нечто невообразимое. «Что посмотреть, если у вас есть два часа?» В Севастополь не приезжают на два часа! Разве что из Симферополя или другого города Крыма! Можно, конечно, представить себе типичного читателя МТ – какого-нибудь яппи из англоязычного мира, который готов пожертвовать днем в Севастополе ради деловых переговоров, протокольных мероприятий и светских раутов, так что у него останется как раз два часа. Но, по-моему, это следование канону современного путеводителя в случае с Севастополем просто бессмысленно.

То же самое можно сказать и о следующем разделе, уже более реалистичном, рассчитанном на тех, кому не удалось выбраться в Севастополь более чем на два дня. Читая бесконечные перепечатки из путеводителей про Музей, Малахов курган и Херсонес, я начинаю понимать, как сильно недооценена история моего города. Нет, конечно, все это объекты, достойные упоминания, «mustsee», чего уж там. Но Херсонес – не единственная древность. А Каламита в Инкермане – крепость средневекового княжества Феодоро? А Чембало в Балаклаве – часть колониальных владений генуэзцев?

Наконец, я не заставляю автора статьи в МТ записываться в ряды КПРФ (или как там они еще могут понимать приверженность левым и коммунистическим идеям?), но уж не вспомнить про революционную историю Севастополя в свете хотя бы того же эйзенштейновского «Потемкина» было бы и вовсе коммерчески недальновидно! Тем более что этот же самый корабль, уже под именем «Святой Пантелеймон», принимал участие в событиях ноябрьского восстания в Севастополе в том же 1905 году.

Может, тут работает моя въедливость историка и местного жителя, но нельзя же просто так взять и даже не попытаться рассказать хотя бы об одной малоизвестной, «эксклюзивной» достопримечательности! Тут такое обилие неизвестных диковинок и забытых исторических «хитов» («Броненосец «Потемкин», напомню, был признан лучшим или одним из лучших фильмов всех времен и народов), что молчать о них было бы даже с коммерческой точки зрения невыгодно!

И за безнадежно испорченный нелепой стеклянной посудиной вид на вход в Севастопольскую бухту. И за изгаженные «дорогими россиянами» и «щирими українцями» улицы и памятники города. Первыми – по дурной московской привычке бросать мусор мимо урны, вторыми – из идиотских ложных принципов этнического национализма (это уже о вандализме нациствующих львовских «околофутболистов», «гоняющих» за печально известный ФК «Карпаты»).

А еще – за «дельфинарий», ставший не так давно объектом атаки рейдеров. И за драматический русский театр имени Луначарского, о котором в статье нет ни слова и в котором не так давно произошел конфликт между творческим коллективом и руководством. Грибоедовские мотивы напрашивались в тот момент сами по себе, ибо в этом руководстве успел посидеть даже бывший милицейский чин Александр Костюков.

То же самое можно сказать и о MajorLocalBusiness.*** И о едва не почившем в бозе Севморзаводе, купленном за бесценок Порошенко и Григоришиным, и потерявшем все заказы ЧФ РФ. И о готовящемся к ликвидации Севморрыбпорте. И о Севастопольском заводе шампанских вин, переживающем не лучшие времена. Интересно, правда, что в связи с этим не вспомнили ничего про завод марочных вин «Инкерман» – одно из немногих относительно успешно развивающихся предприятий Севастополя, которое, кстати, и экскурсии проводит. Молчанием обошли и новые проекты в сфере музейного дела и «культурного туризма» – 35-ю батарею и частный (!) военно-исторический музей в Михайловском равелине. Вспомнили некстати только о том, что пребывает в упадке.

В общем, властям города, явно приложившим руку к этой статье (в номере содержится краткое интервью с нынешним градоначальником Владимиром Яцубой), следовало бы меньше думать о саморекламе и создании «инвестиционного климата» и больше уделять внимания тому, что думают о них и о городе сами его жители. А продаться на «internationalinvestmentmarket»**** всегда можно успеть: дурное дело – нехитрое.

____________________

* англ. – «белоснежные здания в стиле неоклассицизма».

** англ. – «...большинству русских городов катастрофически не хватает».

**** англ. – «международном инвестиционном рынке».

Источник: Рабкор.ру

..............