Общественное мнение. Черный октябрь. 20 лет спустя

@ ИТАР-ТАСС

3 октября 2013, 14:00 Мнение

Общественное мнение. Черный октябрь. 20 лет спустя

«Cейчас у нас был бы не Путин, а Хасбулатов, и самым либеральным политиком и главным борцом за демократию был бы Рамзан Кадыров». Политики и эксперты вспоминают и комментируют события октября 1993 года к 20-й годовщине со дня трагедии.

Общественное мнение Общественное мнение

самые актуальные темы дня в блогосфере

Руслан ХАСБУЛАТОВ, бывший председатель Верховного Совета: Никак не допускал трагического развития событий. Я как рассуждал: есть Конституция, Конституционный суд вынес свое определение, что Ельцин нарушил Основной закон и должен сложить полномочия. Значит, как гражданин он должен подчиниться, а потом может идти на досрочные выборы снова и выигрывать, если получится. Но Ельцин, к сожалению, повел себя как уличный бандит: за мной сила, за мной банда, моя банда сильнее, чем парламент...». Вместо того чтобы призывать к переговорам, пресса создала фон, при котором президент мог спокойно ввести танки и начать пальбу. Послушайте, разве у парламента с президентом не бывает столкновений? У Обамы тоже есть противоречия с Конгрессом, но американским СМИ не приходит в голову, что он должен его расстрелять. (Источник)

Это были ужас и осознание: так невозможно, так нельзя! Это не демократия, это абсолютно дикое, варварское поведение с обеих сторон

Александр КОРЖАКОВ, бывший начальник охраны президента Б.Н. Ельцина: К бойне мы не готовились, ее не готовили и не ожидали. Все было достаточно мирно. Поэтому когда говорят, что мы расстреляли парламент, – это не так. Кровь была пущена не нами, 140 человек в «Останкино» погибло. Это было главным событием, а не расстрел пустого здания Белого дома. У нас теперь события на Болотной называют массовыми беспорядками. Вот в «Останкино» были массовые беспорядки, когда милиция драпала от вооруженных людей. И не реагировать на это было нельзя.

Если бы Хасбулатов победил в том противостоянии, то, естественно, он прекратил бы строить парламентскую республику, а стал бы президентом. И сейчас у нас был бы не Путин, а Хасбулатов, и самым либеральным политиком и главным борцом за демократию был бы Рамзан Кадыров. Хотя бы за то, что этого не произошло, нужно благодарить Ельцина и людей, которые оказались на его стороне. (Источник)

Эдуард ЛИМОНОВ, писатель: Я активно выступал против Руцкого. Его еще до событий сентября-октября 1993 года активно двигали в лидеры всей оппозиции. Через 20 лет мы видим почти то же самое – опять продвигают в лидеры бог знает кого. Никто тогда не знал, какой стратегии надо было придерживаться, какой тактики. Но то, что нельзя было просто так сидеть, нельзя было дать себя окружить, это совершенно очевидно. Надо было доносить до людей, что происходит. Я сожалею, конечно, что у меня не было тогда никакой власти. (Источник)

(фото: ИТАР-ТАСС)

(фото: ИТАР-ТАСС)

Сергей МИРОНОВ, лидер партии «Справедливая Россия»: Это парадигма общественно-политического раскола, которая и тогда чуть не привела Россию к гражданской войне и спустя многие годы тоже ничего не проясняет и ничему не учит. Хорошо помню свои личные чувства и переживания: боль и стыд за то, что все это происходит, да еще и транслируется на весь мир американской телекомпанией CNN в прямом эфире. Это были ужас и осознание: так невозможно, так нельзя! Это не демократия, это абсолютно дикое, варварское поведение с обеих сторон. Нам сегодня стоило бы подумать об общем памятнике всем жертвам «черного октября». Без дележки на то, по какую именно сторону баррикад они тогда оказались. (Источник)

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, политик, лидер ЛДПР: То, что совершил Ельцин, можно охарактеризовать как чудовищное преступление, совершенное против России. Никогда этот позор не смыть никакими историческими фактами. Он уже в могиле, потихонечку в могилу уходит вся его команда. Но в памяти граждан России и всего человечества он останется человеком, совершившим самое страшное преступление – расстрел парламента своей страны. (Источник)

Григорий ЯВЛИНСКИЙ, политик, лидер партии «Яблоко»: Основная причина событий 93-го года – катастрофический провал реформ и провокационная деятельность «реформаторов», пытавшихся его скрыть. Я считал все это безобразие с обеих сторон «доведением до братоубийства» и был не только против того, как проводятся реформы, но и против провокационной деятельности Хасбулатова. При этом я считал более виновной сторону Ельцина, т.к. именно они были реальной властью в России в тот момент, и это они провели такие «реформы», которые довели до кровавых столкновений. (Источник)

(фото: ИТАР-ТАСС)

(фото: ИТАР-ТАСС)

Алексей РОЩИН, политтехнолог: Я отчаянно «болел» во все время противостояния за Ельцина, так как считал, что историческая правота за ним. Однако на Тверскую в самый напряженный момент, каюсь, не пошел: посчитал, что в 91-м мы строили баррикады именно для того, чтобы в следующий раз у Ельцина была в распоряжении армия, а не мы. Вытаскивать такую несчастную по жизни страну, как Россия, из коммунистического дерьма – это по определению постоянный выбор между плохим и очень плохим. Лично я по-прежнему убежден, что 20 лет назад Ельцин и стоящая за ним группировка «реформаторов», подкрепленная деньгами USAID, не дала Хасбулатову и Ко со стоящими за ними «красными директорами» втянуть страну в ОЧЕНЬ ПЛОХОЙ выбор. (Источник)

Сергей СТАНКЕВИЧ, бывший политический советник президента Б.Н. Ельцина: Конфликт был неизбежен, вопрос состоял только в форме его разрешения. Я не разделял общего настроения. Было чувство личной катастрофы. В 1989 году я пришел в политику ради того, чтобы участвовать в создании настоящего работающего парламента. И вот теперь я присутствовал при том, как высший законодательный орган новой России тонул в дыму и пламени. (Источник)

Александр ЕЛИСЕЕВ, историк: Ельцинская клика убедилась – люди не собираются сидеть безропотно, беспокоясь лишь о собственном, личном выживании. Они оказались готовы оказать серьезное сопротивление, не страшась омоновского дубья и даже свинца «силовиков». Не будь движения 3 октября 1993 года – и обнаглевшая ельцинская клика – при ярой поддержке «творческой интеллигенции», «медиа» и т. п. своей обслуги – непременно устроила бы нам «Чили» в одну восьмую часть суши. И как бы не пошло дальше осмысление Баррикадной Осени 1993 года, к каким бы выводам мы ни пришли, очевидно одно. Перефразируя Ленина, писавшего о пресненских же восставших, можно сказать так. Подвиг участников движения за Советы не пропал даром, их жертвы были не напрасны. (Источник)

Петр АКОПОВ, политический аналитик: Расстрел людей около Останкино 3 октября и обстрел танками Белого дома 4 октября 1993 года стали финальными действиями по уничтожению советской власти и социализма в России.
Важно просто сказать правду: в сентябре-октябре 1993 года в России был совершен государственный переворот, в результате которого Борис Ельцин (утративший президентский пост за нарушение Конституции) разогнал и расстрелял парламент, высший орган государственной власти страны. Все – очень короткая фраза, просто констатирующая факты. (Источник)

Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ, депутат Московской городской думы: Очень жаль погибших. Но этой кровью мы избежали гораздо большего зла – беспощадной стихии русского безвластия и смуты. А потому, давайте послушаем стариковское кряхтение бывших защитников Верховного совета, поцокаем им сочувственно языком, но будем твердо понимать, что экстремизм должен был быть подавлен в зародыше. А виноват в пролитии крови тот, кто первым раздал оружие гражданским лицам, а значит, руководство бывшего Верховного совета и никто иной. Иное – склеротические конфабуляции и политический декаданс. (Источник)

Тимур ЩУКИН, блогер: Летов по мотивам 3 октября 1993 года написал «Родину», задорный нацбольский гимн, песню по форме веселую, но, если знать контекст, мертвецки мрачную. Он был на стороне Верховного Совета, разумеется. БГ разразился «Московской октябрьской», интеллигентской плюхой, достойной Лии Ахеджаковой. С русофобскими («плешивые стада») и пропагандистскими проельцинскими («сыны полка, дети саркофага», т.е. коммуняки недобитые) коннотациями. А Шевчук сочинил «Правду на правду», в которой все акценты расставил верно. (Источник)

Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ, публицист: Нарушил Ельцин Конституцию или не нарушил, мне было совершенно все равно и тогда, и сейчас. Против Макашова, Баркашова и пр. бандитов и уголовников надо защищаться любыми доступными способами. У генерала Корнилова в 1917 году это не вышло, у Ельцина в 1993-м получилось, и слава Богу. (Источник)

..............