Недавно из сообщений СМИ узнал, что коммерческие вузы в этом году претендуют на бюджетные места. То есть требуют, чтобы какую-то часть обучения студентов оплачивало государство. Ничего не зная о технических и гуманитарных вузах, хочу высказаться о театральных.
Убежден, что наше дело – актерское мастерство и режиссура – требует такого же знания технологии, как инженерное дело, математика, химия
Наступило время – май, а потом и начало июня, – когда телефоны всех служб нашего и других московских театров разрываются от звонков выпускников актерских факультетов театральных вузов, желающих «показаться». Когда звонят выпускники мастерских Райкина, Женовача, Покровской, Князева, Фоменко, Кудряшова, Каменьковича, Крымова (они преподают в разных институтах), мы их всегда приглашаем, прослушиваем, беседуем. Потому что знаем твердо: они прекрасно подготовлены. И наша небольшая труппа, сформированная в основном из моих выпускников ВГИКа и ГИТИСа, иногда пополняется выпускниками других уважаемых вузов.
Однако кроме ГИТИСа, Щепкинского, Щукинского институтов, ВГИКа, Школы-студии МХТ появилось множество учебных заведений с актерскими факультетами: Академия славянской культуры, Высшая школа изящных искусств, Академия культуры искусства и прессы, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания, Новый гуманитарный университет Натальи Нестеровой и т. д. и т. п. Многие известные учебные заведения вдруг создали театральные факультеты, в том числе и МГУ. А что творится в провинции, где московские и петербургские вузы открывают свои «филиалы». Но из кого же рекрутируется профессорско-преподавательский состав? Ведь людей, которые способны учить актерскому мастерству, режиссуре, вовсе не так много. Даже в хорошо известных мне ГИТИСе и ВГИКе есть большое количество неквалифицированных преподавателей. Убежден, что наше дело – актерское мастерство и режиссура – требует такого же знания технологии, как инженерное дело, математика, химия. Но при этом наша технология очень подвижна. И мне кажется, что преподавать могут только те, кто сам своим трудом, мастерством, владением технологией может показать ученику, как нужно работать. В моей мастерской в ГИТИСе преподает народный артист Альберт Филозов, которого студенты каждый день могут увидеть в разнообразнейших ролях на сцене театра. Преподает народный артист Александр Галибин, с работами которого в кино и театре тоже можно познакомиться в достаточном объеме. Преподает выпускница моей мастерской заслуженная артистка Ольга Гусилетова. У нее есть студенты старше ее по возрасту, но то, что она делает на сцене, дает ей абсолютное право на преподавание.
В большинстве «липовых» вузов, самозваных академий, к огромнейшему сожалению, преподают люди, либо никогда не выходившие на профессиональную сцену, либо давно ее покинувшие. Поэтому когда мы смотрим работы, показанные их учениками, то хочется все это отнести к жанру театральной пародии на некий старый, банальный, провинциальный театр, где артисты-персонажи элементарно не видят, не слышат, не общаются друг с другом. К большому сожалению, этой болезнью заражен и мой родной любимый ГИТИС. Я наблюдаю в некоторых мастерских и кафедрах боязнь допустить к преподаванию действующего режиссера или артиста, поскольку он может составить конкуренцию несменяемым руководителям мастерских. Мастер подбирает безработных, но преданных ему лично подмастерьев, которые никак не проявили себя работами в московских театрах.
Откуда берутся студенты этих «академий»? Из не поступивших в ГИТИС (Щуку, Щепку, Школу-студию). Детям хочется учиться на артистов, родители платят. И дают деньги безграмотным педагогам, не понимая, что калечат собственных детей. Которые, получая дипломы (все эти «шарашки» выдают дипломы «государственного образца»), начинают устраиваться на работу в театры. И очень удивляются, что их никто не берет...
Источник: Блог Иосифа Райхельгауза