«Пипл лайкает»

@ Apostol Media

15 мая 2012, 11:59 Мнение

«Пипл лайкает»

Середина мая, началась ежегодная предэкзаменационная лихорадка. Не говорит о ЕГЭ только ленивый. Я, как вы знаете, не из ленивых, могу и поговорить. Возвращаться к вопросу, нужен ли ЕГЭ, уже не будем. И не столько потому, что он решен, сколько потому, что занятие это бесполезное.

Тина Канделаки Тина Канделаки

телеведущая

Середина мая, началась ежегодная предэкзаменационная лихорадка. Не говорит о ЕГЭ только ленивый. Я, как вы знаете, не из ленивых, могу и поговорить. Возвращаться к вопросу, нужен ли ЕГЭ, уже не будем. И не столько потому, что он решен, сколько потому, что занятие это бесполезное.

Нужно использовать ЕГЭ как единый критерий знаний для всей страны, например при обязательной аттестации и переаттестации специалистов

На сайте моего проекта «Умная школа» уже не раз звучали мнения о том, что сам по себе экзамен не так уж и плох, как не может быть абсолютно плохой любая идея. Вопрос в том, как ее реализуют на практике, как исправляют те промахи в системе, которые обнаруживаются в процессе работы. Лично мне это напоминает работу не вполне хорошего фотографа, худо-бедно владеющего навыками фотошопа. А сейчас, в век мобильников, есть еще более простой способ делать фотошедевры – приложение «Инстаграм». При этом реально что-то уметь совсем не обязательно, а получается вполне сносная вещь. Пипл лайкает, как говорится.

Давайте рассмотрим на конкретных вещах, да? Самое очевидное, что мы знаем о ЕГЭ, – это средний балл. Говорят, с каждым годом он становится все «более лучше». И не просто говорят, но и статистику на официальном сайте нам показывают – действительно улучшается. Врут? Да ведь нет, не врут. Только давайте вспомним, что такое средний балл и как его получают. Средние зарплаты помните? Факир другой, а фокус тот же. Только если в зарплатах учитывают запредельные суммы сильных мира сего, то в экзаменационных оценках подтягивают за уши отстающих. Как быстрее всего поднять средний балл? Правильно, натаскать всех до приемлемого минимума. А кто умный, тот и так выше среднего напишет. Ну или репетитора наймет. Но об этом отдельно поговорим. Хотите конкретные цифры? Что ж, давайте.

В 2011 году математику, как и в предыдущие годы, сдали хуже, чем русский. Также не очень хорошо сдавали физику, немецкий язык и историю, лучше – обществознание и французский. Из всех предметов лучше всего сдают... (внимание!) испанский язык. Но в 2011 году его сдавал всего 201 человек – явно для поступления.

Соток по русскому языку и математике было больше всего в Москве (278 и 38 соответственно). Стобалльников по русскому гораздо больше, чем по математике. Десятка регионов-лидеров по русскому языку и по математике отличается, в обоих списках лишь Московская область, Санкт-Петербург и Самарская область.

В этом году «страсти по ЕГЭ» особенно не разгораются. Ведь чиновники от ФИПИ не обещают нам принципиальных изменений по сравнению с прошлым годом. На официальном сайте они комментируют все, даже самые незначительные изменения в КИМах. Однако не стоит думать, что система ЕГЭ приближается к совершенству.

Интересно было бы узнать, например, считают ли учителя и старшеклассники достаточными демонстрационные и тренировочные материалы, предоставленные ФИПИ. Дочь одной моей приятельницы в этом году сдает ГИА. Не ЕГЭ, конечно, но, тем не менее, это экзамен, на котором важно получить отличный результат. И к нему надо тщательно готовиться. Причем понятно, что всем хочется не делать это на платных курсах, а получить достаточную подготовку в государственной системе образования.

Возвращаясь к метафоре фотофильтров для дилетантов, есть у нас еще такая возможность, как подготовка к ЕГЭ и ГИА онлайн. Государству не удалось выстроить систему очной подготовки грамотно – иди в интернет, там решение всех твоих бед, выпускник. Раз – и непродуманный экзамен превращается... во что? В 2011–2012 учебном году девятиклассники могли и должны были готовиться централизованно – на официальном сайте экзамена. Но вот незадача: материалов, там размещенных и предназначенных для самостоятельной подготовки к экзаменам, оказалось недостаточно. Например, по некоторым предметам заботливо предложена только одна тренировочная работа (речь идет не об основных предметах, а о выборочных).

Кстати, та же моя приятельница рассказывает, как ее дочь решила пройти диагностическую работу дома. Долго не могла зайти на сайт, т. к. для этого пришлось менять настройки компьютера, сделала одно неверное движение мышью, ей поставили «2», и она не смогла вернуться обратно, чтобы закончить тест! А другого рядом нет...

И как готовиться? Понятно, что все электронные ресурсы только запускаются, и то, что процесс идет, – это прекрасно! Но не надо рапортовать, что все работает! Во-первых, работает с большими перебоями, и процесс подготовки до конца все еще не продуман! Так что ответственность за качественную подготовку к экзаменам (по крайней мере к ГИА) в этом году снова полностью лежала на плечах педагогов... В то время как лучшие американские университеты уже предлагают всем желающим получить бесплатно высшее образование онлайн...

Есть еще один очень интересный момент. Действительно ли достаточно хорошо изучать предмет в школе, чтобы получить высокий балл по ЕГЭ? На официальном сайте И. Цыбулько говорит, что специальной подготовки для сдачи ЕГЭ по русскому языку не требуется, достаточно хорошо учить предмет. Для того чтобы подтвердить ее слова, пробежала по демоверсии. Сразу возник вопрос, сколько часов отведено на развитие речи в старшей школе. Все, что заложено в ЕГЭ, есть и в школьной программе, но в случае с ЕГЭ для успешной его сдачи в программе должно быть предусмотрено значительное время на систематизацию знаний, а не на простое повторение материала. Систематизация, обобщение и умение учащихся вовремя применить школьные знания, полученные за 11 лет, опять же полностью лежат на плечах учителя.

Еще один вопрос связан с ЕГЭ по математике. Почему в пробный ЕГЭ включили проверку практических навыков учащихся, если программой она не предусмотрена?

Помните, что получилось с пресловутой задачей на расчет оплаты электроэнергии? Об этом рассказал руководитель ФКР КИМ ЕГЭ по математике Иван Ященко на круглом столе под названием «ЕГЭ-2012: что нового ждать выпускникам этого года». Школьникам предложили рассчитать, каков будет платеж за электроэнергию, если 1 января счетчик показывал 88 742 киловатт-часа, а 1 февраля – 88 940 киловатт-часов. Стоимость одного киловатт-часа составляет 3,5 рубля. На пробном ЕГЭ эту простую практическую задачу не решили примерно 30% учащихся, и всех это повергло в шок. Но почему эти задачи включаются в решающий тест, а не в учебники (за исключением единичных случаев), которые по-прежнему остаются совершенно оторванными от жизни? Объем знаний программой задан, а их рациональное использование в жизни – нет.

После таких опытов над нашими детьми я все чаще всерьез думаю о том, что нужно использовать ЕГЭ как единый критерий знаний для всей страны, например при обязательной аттестации и переаттестации специалистов. Лица, имеющие высшее образование, априори должны сдавать ЕГЭ на проходной балл. Особенно это нововведение станет полезным для чиновников от образования, которым волей-неволей придется примерять собственные, порой абсурдные, задания на себя. Если провести ЕГЭ среди всех сотрудников Министерства образования, то его результаты могут оказаться удивительными и показательными. В любом случае такая изощренная «месть» чиновникам однозначно будет встречена в обществе на ура.

Вот давайте и поймем теперь: можно ли судить о мастерстве фотографа по количеству лайков в «Инстаграме»? Наверное, не стоит. Следует ли из этого, что программа «Инстаграм» плохая? Нет, не следует. Просто хотелось бы напомнить власть предержащим, что каждый прием нужно применять и с умом, и к месту. А для этого надо честно озвучить, что нам желаннее и приятнее: лайки и комменты или все-таки знания и мастерство.

Источник: Блог Тины Канделаки

..............