Крах туристической компании «Ланта-тур» породил массу вопросов и еще больше недовольных. Но если пострадавших людей больше всего волнуют сам факт случившегося и его последствия, то стороннему наблюдателю нелишне разобраться в том, почему именно в туристическом секторе стало возможно подобное событие. И оно, вероятно, не будет последним.
Разоряющиеся туристические компании должны вызывать не сочувствие и помощь, а масштабные расследования
Туристический сегмент экономики – это не только ее часть, но и ее передовая. Если здесь возникают серьезные проблемы, то это порождено общим состоянием потребителей. Уменьшение спроса на услуги ставит в итоге под угрозу нормальный отдых тех, кто этот спрос в состоянии предъявить. Отрасль начинает раскачивать. Таков источник банкротства ранее неплохо функционировавших фирм. И хотя конкуренция возрастает, это мало кого может порадовать, кроме, быть может, авторов либеральных учебников экономики. Но и они странным образом помалкивают, а не восторгаются «здоровому рыночному краху», когда вдруг случается беда с той или иной компанией и ее клиентами.
Туристический барометр может оказаться не менее важным, чем биржа. Если отрешиться от отдельных фирм и взглянуть на страны, то можно обнаружить немало интересного. Так, Греция не случайно является самым тяжелым больным еврозоны. Экономика страны слишком крепко связана с туризмом. Огромный сектор услуг не способен существовать без притока потребителей из других стран. Начало мирового кризиса моментально ударило по этой «туристической экономике». Разумеется, конкурирующие государства с более дешёвыми услугами оказались менее уязвимы, но и они находятся на передовой – напрямую соприкасаются с потребителем, чьи дела не идут хорошо. Отсюда и сохранение уровня цен туристических услуг примерно на докризисном уровне, хотя деньги и потеряли немало от своей прежней ценности. Цены даже стараются снижать.
Компании туристического сектора могут лучше других предприятий ощущать перемену экономического климата. Вывод средств из компании «Ланта-тур» показателен тем, что руководство рано осознало неизбежность краха, подготовило его неуправляемый характер, вероятно, и ускорило все дело. Повышение финансовых гарантий повторения описанной ситуации предотвратить не может, но страхование все равно необходимо. Застрахован и защищен должен быть, прежде всего, потребитель – в случае неожиданного краха ему должно быть возмещено все. Разоряющиеся туристические компании должны вызывать не сочувствие и помощь, а масштабные расследования и неотвратимые наказания всех виновных. Менеджмент и владельцы не слишком добросовестных предприятий должны твердо понимать, чем они рискуют. Колебания конъюнктуры никого не оправдывают.
В 2011 году правительствам во всем мире стало гораздо сложнее заниматься самоуспокоением. Сделалась хуже статистика: самое лучшее, что удается показать, – замедление слабого роста. Даже Китай перестал вызывать потоки восторгов. По поводу судьбы его экономики аналитики теперь беспокоятся с той же силой, что еще несколько месяцев назад уверяли друг друга в незыблемости этого титана. Минувший год вывел кризис на новый – старый этап, когда финансовый допинг уменьшился и эффективность его тоже упала. В итоге рынки начало вновь лихорадить. Слабость потребителей открылась снова для тех, кто прежде не хотел ее замечать. Главная новость сегодня – это уменьшение европейского спроса. Все это делает вероятными сенсационные банкротства туристических компаний в разных частях мира. Затишье на передовой заканчивается.
Туристический сектор в период первой острой фазы глобального кризиса 2008–2009 годов пострадал чрезвычайно сильно. Ему далеко не везде удалось оправиться в ходе мировой финансовой стабилизации. Окончание ее в 2011 году или как минимум ослабление ее делает туристический сектор снова необыкновенно чувствительным. Государства способны снизить риски, связанные с туристическими компаниями, и это нелишне сделать, но самих причин возрастания проблемности отрасли это отменить не в силах. Зато ослабить их значение могли бы другие меры.
Идея коренного изменения экономической политики не вызывает восторга у неолиберальных экономистов. Еще недавно они могли указать на Китай как образчик экономического разгона, несмотря на любые проблемы в мировой хозяйстве. Беда в том, что Поднебесная не только стала замедляться, но и израсходовала в большой мере ресурсы для разгона. Государственный долг КНР вырос с конца 2010 года по март 2012 года с суммы в 1,03 трлн долларов до 2,78 трлн долларов. И это крайне важная фундаментально-дурная новость для мировой экономики.
Замедление, а тем более сокращение чрезмерно выросшего производства в Китае может осложнить положение других национальных экономик. Почувствовать это вполне способны именно туристические компании. Если потребители и отказывают себе в чем-либо, испытывая нехватку средств, то это – дорогие покупки и отдых с путешествиями. Вот почему для опасений по поводу надежности туристических компаний сейчас вполне подходящее время. И проблема это общемировая.
Специально для газеты ВЗГЛЯД