«Нужно бить тревогу»

@ с личной страницы vk.com

31 октября 2012, 16:35 Мнение

«Нужно бить тревогу»

Ситуация между Россией и Турцией сейчас очень сложная. И с той, и с другой стороны есть достаточное количество противников стратегического партнерства Анкары и Москвы.

Продолжающийся скандал с задержанием сирийского самолета с российским грузом в Турции имеет под собой множество причин. Сам факт наталкивает на размышления. У России с Турцией никогда не было простых отношений.

Идеологию политического режима в Турции можно охарактеризовать как некий исламский либерализм

После краткого периода партнерства в 20–30-е годы ХХ века лишь в последнее десятилетие наблюдается тенденция на сближение России и Турции. Первым серьезным шагом стало подписание в 1997 году соглашения о совместном проекте газопровода «Голубой поток», в результате реализации которого сейчас Турция на 70% обеспечивается российским газом.

В последние годы отношения с Россией развились до уровня стратегического партнерства. В 2008 году мы вышли на первое место по уровню экономических отношений, сейчас делим лидерство с Германией. Что, естественно, привело к укреплению политических, культурных связей между странами.

Благодаря реализации правящей Партией справедливости и развития внешнеполитической  концепции «ноль проблем с соседями» Турции удалось добиться укрепления взаимоотношений с Сирией, Ираном, Ливией и другими соседями. Но продолжалось так ровно до тех пор, пока не случилась «арабская весна». Анкаре пришлось решать, какую политику следует вести в отношении революционных движений на Востоке.

Нужно понимать, что идеологию политического режима в Турции можно охарактеризовать как некий исламский либерализм, что близко к лозунгам арабских революционеров. К тому же она действующий член НАТО. Поэтому правящая партия приняла решение так или иначе поддерживать революции в арабских странах. Что получилось в итоге?

Турция не сразу поддержала международную операцию против режима Каддафи. В результате инвестиции Турции в Ливию «прогорели», страна погрязла в гражданской войне и нескоро оправится. Надежды укрепить свое политическое влияние в Египте, предложить свою модель развития также не оправдались. После революции оказалось, что египетское руководство все более склоняется к моделям развития, предлагаемым Саудовской Аравией и Катаром.

Поэтому, когда в Сирии активизировались противники режима Башара Асада, Турция решила не упускать будущих дивидендов и незамедлительно поддержала оппозицию, считая, что Асад долго не продержится. Однако ситуация в Сирии зависла, президент контролирует крупные города, но подавить оппозицию не в силах. Революционеры же разрознены и не могут свергнуть его власть. Теоретически эта ситуация может длиться сколько угодно, пока одна из сторон не получит мощной поддержки.

Турция, сделав ставку на быструю победу оппозиции, закрыла границу с Сирией и теперь несет чудовищные экономические потери. Торговля между странами прекращена. В турецкой прессе озвучена информация, что на содержание более 100 тыс. сирийских беженцев уже потрачено около 400 млн турецких лир из бюджета. Поток беженцев между тем не сокращается, и когда прекратится противостояние в Сирии – неизвестно.

Помимо этого, на севере Сирии чрезвычайно укрепили свои позиции сторонники Партии рабочих Курдистана. Это грозит Турции вновь стать очередной точкой курдской нестабильности. Все эти проблемы заставляют турецкое правительство мучительно искать выход из ситуации.

Первое, что приходит на ум, – ускорить падение режима Башара Асада. Отсюда заявления Турции с просьбой о помощи в НАТО и, как ни странно, задержания российских самолетов. Однако партнеры по НАТО не спешат вводить армию, как это было в Ливии, а Россия и Китай по-прежнему поддерживают Сирию. Анкара остается в сложном положении.

Ситуация между Россией и Турцией сейчас очень сложная. И с той, и с другой стороны есть достаточное количество противников стратегического партнерства Анкары и Москвы. В Турции это в первую очередь радикалы, выступающие за дезинтеграцию РФ, которые на фоне арабских революций приобрели определенную популярность. Если их политическое влияние усилится, то это катастрофически скажется на отношениях между нашими странами.

Те же силы активно продвигают идею о том, что народы Северного Кавказа находятся под гнетом России и их нужно освобождать так же, как и сирийцев из-под гнета Асада. В частности, популярный политик Мустафа Демир проводил крупную конференцию по Кавказу, где выдвинул резолюцию, что Россия угнетает народы Кавказа и необходимо поддержать идею создания некой Кавказской Федерации. Это фактически возвращение в 90-е годы, когда среди турецких политиков была популярна идея оказания помощи Чечне.

В России также найдутся силы, противодействующие развитию стратегического партнерства, которые используют обострение отношений себе во благо. Это, прежде всего, лоббисты Израиля.

Если мы заинтересованы в развитии российско-турецких отношений, нужно бить тревогу и думать, как эту ситуацию выправить. Инструментов решения вопросов множество, тем более что Турция, я уверен, и сама охотно пойдет на потепление отношений. В последние годы была создана прекрасная экономическая база для развития отношений в дальнейшем. Тем более что огромное количество бизнесменов не поддержат правящую партию, если те пойдут на обострение отношений с Россией.

Источник: «Кавказская политика»

..............