«С лупой в руках»

@ <a href= http://www.lenizdat.ru/ target=_blank>lenizdat.ru/</a>

25 октября 2012, 14:11 Мнение

«С лупой в руках»

Есть в сериале «Жизнь и судьба» сцена на уровне гениальности, в которой как раз и сплетаются вместе жизнь и судьба. Когда каждый из попадающих в кадр солдат мысленно (за кадром) начинает читать письмо, полученное из дома.

Показу ожидаемой экранизации некогда запрещенной книги на главном государственном телеканале, как водится, предшествовала мощная информационная «накачка», авторы которой не скупились на громкие и звонкие эпитеты относительно еще не увиденного фильма: «экранизация главного романа ХХ столетия», «великая книга о великой войне» и т. д. и т. п. А для того чтобы неразумный зритель ощутил все величие момента, сразу после демонстрации первых трех серий устроили в программе Владимира Соловьева дискуссию. Но не о фильме, а о... Сталине и сталинизме. Тем самым нагрузив телекино дополнительными смыслами и пытаясь направить его восприятие во вполне очевидное и внятное идеологическое русло.

Мощная игра Сергея Пускепалиса в роли капитана Грекова – главная удача сериала

Но экранная реальность, созданная в фильме Сергея Урсуляка, неожиданно начала подобным попыткам сопротивляться. И пунктом «сопротивления», как ни странно, оказалась перекроенная структура романа Гроссмана, от которой в сериале остались только «наши» сцены, касающиеся жизни и смерти героев, но никак не их судьбы. Но есть ведь еще и читательская память. Тем более что слава текста, изъятого у автора самим КГБ, добавила дополнительную остроту в его восприятии четверть века назад, когда он был впервые опубликован в журнале «Октябрь».

Творение бывшего военного корреспондента было заостренно-творческим высказыванием на тему равенства в антигуманности как национал-социалистического режима фашистской Германии, так и социалистического государства рабочих и крестьян. Этого и не простили Гроссману в начале 1960-х годов те, кто усмотрел в подобной архитектонике романа мощную попытку подрыва устоев. Сергей Урсуляк, берясь за текст, конечно, не мог этого не знать, а главное – не чувствовать. На помощь был призван ныне покойный Эдуард Володарский как автор сценария, а в титрах появилась спасительная надпись «по мотивам». В результате из сериала «пропали» целые сюжетные линии, вместо центрального трио сестер Шапошниковых на экране мы увидели только двух: Женю (Полина Агуреева) и Людмилу (Лика Нифонтова). Практически исчезли все эпизоды из книги, связанные с описанием ужасов фашистских лагерей и еврейских гетто. А для того чтобы мы не путались с вами в том, кто есть кто, появление каждого нового героя сопровождается соответствующим титром с разъяснением времени действия и его фамилией. Странное получается ощущение: будто нам разжевывают сюжет и его перипетии. По сути дела, перед нами – самостоятельный сериал, созданный по собственным законам экранного зрелища, а не как экранная версия известного всем текста.

#{interviewcult}Простой рассказ о пересечении жизней и судеб распадается на отдельные самостоятельные новеллы, не говоря уже о том, что очередное появление Александра Балуева в военной форме на экране окончательно разрушает так тщательно создаваемую в кадре атмосферу достоверности военных будней. Поскольку центральные эпизоды книги – это история битвы за Сталинград, то именно они и занимают в картине Сергея Урсуляка значительное место. Мощная игра Сергея Пускепалиса в роли капитана Грекова – главная удача сериала, оправдавшая его появление в эфире. Именно он и сыграл ту самую судьбу защитника Сталинграда, который живет своей жизнью, выполняя долг солдата и оставаясь человеком.

Есть в сериале «Жизнь и судьба» сцена на уровне гениальности, в которой как раз и сплетаются вместе жизнь и судьба. Когда каждый из попадающих в кадр солдат мысленно (за кадром) начинает читать письмо, полученное из дома. Голос солдата сменяет голос автора письма (как правило, это жены, матери, сестры), и от этого комок подкатывает к горлу. Эмоциональная сопричастность – всего лишь слова, которые только приблизительно могут выразить испытанные в этот момент чувства. Жизнь и судьба одного человека в кадре соединяются таким образом с жизнью и судьбой другого, ему родного и близкого. И ты понимаешь и ту великую беду, которая свалилась на страну и на людей, и чувствуешь, как они все вместе ее переживают и от нее страдают.

Будь таких чисто кинематографических эпизодов в сериале побольше, быть может, и не выискивали бы мы с лупой в руках отличия фильма от книги. Но я подозреваю, что после премьеры «Жизни и судьбы» Сергея Урсуляка молодежь вряд ли бросится в библиотеки, чтобы прочесть «Жизнь и судьбу» Василия Гроссмана. Хотя, кажется, сериал был снят с явным расчетом на молодое поколение. Оно, похоже, проигнорировало намерения творцов картины, предоставив старшим читателям и зрителям возможность сойтись в полемическом задоре, чтобы обсудить увиденное. Чем мы с вами и занимаемся.

Источник: Газета «Невское время»

..............