Еще древнегреческий философ Секст Эмпирик считал, что нельзя научить глупого, неразумного. И вообще никого ничему нельзя научить, если ученик не мотивирован на получение знаний, не готов к обучению, не испытывает радости от процесса узнавания нового. Его никто никогда ничему не научит. Даже самый лучший в мире учитель!
Выходит прямо-таки язычество какое-то – сегодня разве что в первобытных племенах продолжают «задабривать» богов
Но, согласитесь, большинство детей рождаются нормальными, любознательными, им в нежном возрасте интересно все и вся... Куда же все исчезает? Принято во всем винить школу. И я согласен, что от того, с каким учителем встретился на пути ребенок, во многом зависит его жизненная траектория. Во многом, но не во всем.
Самая главная привычка – это, как писал Некрасов, «привычка к труду благородная». А трудиться своих детей мы не просто не учим, а, как клушки-наседки, оберегаем бедненьких, несчастненьких перегруженных деточек. Не дай Бог, на ночь глядя он свои сапоги с ботинками помоет. Нет, бабушка или мама за него все сделают, вымоют, выгладят... Если вид уж совсем утомленный – и уроки за него сделают! А если эта недоросль в начальной школе пятерку принес за домашнюю работу, сделанную мамочкой, восторженная бабушка сразу полтинник сует в кармашек этому вундеркинду. Дальше – больше.
Да, со школой у нас не все хорошо и безоблачно. Это факт. Но чем руководствуются наши некоторые бабушки и дедушки, мамы и папы, когда фактически стараются купить своим детям и внукам аттестаты и дипломы? И это становится тенденцией. Что у нас появляется все больше необучаемых или слабо обучаемых детей? Или здесь сокрыта целая «философия жизни одним днем»: мол, все равно берут на работу не по уму, а по диплому (без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек), и какая разница, учился ты или нет, трудоустроиться хорошо дитя может исключительно благодаря личным связям, пусть даже и прикрытым какими-то конкурсами. Другое дело, что будет со всеми этими детьми завтра, когда таким же окажется общество в целом...
- Антон Бруй: Быть «везунчиком» или «лузером»
- Леонид Поляков: Высшее для высших
- Олег Макаренко: Свобода, ответственность, риск
- Марьян Беленький: Не в пользу отличников
С другой стороны, согласитесь, если учитель предвзят, его надо не задаривать, а наказывать. Если профессор зарвался, то студент может просто написать заявление с просьбой сдать экзамен другому педагогу. А то выходит прямо-таки язычество какое-то – сегодня разве что в первобытных племенах продолжают «задабривать» богов и вообще всех, кого реально боятся представители племен. Но иной расклад возможен, если ты уверен в своих знаниях, если ты готов к повышенному спросу... Именно в таких ситуациях закаливается характер, формируется самооценка... Это, в конце концов, реальная жизнь, в которой за вашего ребенка никто не будет «мыть сапоги и делать домашнее задание». Мы фактически обкрадываем своих детей – не даем им жить нормальной полноценной жизнью, не даем набивать шишки, не даем им ни малейшей возможности научиться реально оценивать свои способности. Ни жить им не даем, ни учиться, если хотите.
В результате отряды инфантильных иждивенцев растут. Родители повзрослевших эгоистов утирают слезы и жалуются на бессердечных детей, которые не помогают, а только деньги сосут. Так это мы их такими воспитали. Мы: это и семья, и школа, и общество в целом. Кто виноват больше, кто меньше? Можно дискутировать бесконечно. Но чей удар по этому порочному кругу будет самым сильным? Как переломить эту уже практически сложившуюся негативную тенденцию?
Источник: Блог Василия Бочкарева