«Жизнь гражданина России»

@ из личного архива

22 сентября 2011, 11:43 Мнение

«Жизнь гражданина России»

Жизнь гражданина США эквивалентна двум миллионам долларов. Почему жизнь гражданина России должна стоить дешевле?! Именно эту сумму должны выплачивать родственникам жертв авиакатастроф. Только платить должно не государство, не налогоплательщики.

Александр Разуваев Александр Разуваев

независимый фондовый аналитик

Ситуация с безопасностью авиаперевозок стала наиболее горячей темой текущего года. В последней катастрофе Як-42 погибли хоккеисты ярославского «Локомотива». После нее президент России Дмитрий Медведев заявил, что приоритетом должны быть не интересы российских производителей авиационной техники, а безопасность пассажиров. Дмитрий Медведев также потребовал сократить число российских авиакомпаний в самые короткие сроки.

Жизнь гражданина США эквивалентна двум миллионам долларов. Почему жизнь гражданина России должна стоить дешевле?

Ситуация в авиационном секторе является прямым следствием политики властей в 90-е годы. Тогда даже в официальных интервью российские реформаторы открыто заявляли, что нам собственная авиация не нужна. А злые языки говорили, что это было требование американцев по предоставлению стабилизационных кредитов. Это неудивительно, в конце 1980-х годов четверть гражданских самолетов и 40% военных самолетов мира производились в Советском Союзе. Так или иначе, хорошо известно, что МВФ и американские советники сильно влияли на принятие ключевых экономических решений в ельцинское время. Наверное, единственное, что у них не получилось – это раздробить Газпром. Впрочем, из газового холдинга в 90-е были выведены значительные активы, и новому менеджменту в начале нулевых с большим трудом удалось вернуть их назад.

Сейчас в составе российской гражданской авиации находятся 1523 самолета, из них иностранного производства 479. В буржуазной России национальный авиапром поставил авиакомпаниям лишь 52 новых самолета, из них 20 были поставлены за последние три года. В буржуазной России было введено в эксплуатацию всего три новых самолета SSJ-100 в текущем году и два российско-украинских Ан-148. С качеством пилотов ситуация не лучше, из 15 авиапроисшествий лета этого года 11 случились по вине летчиков. Сегодня в России насчитывается 137 авиакомпаний, по итогам прошлого года они перевезли 57 млн пассажиров, данная цифра соответствует уровню 1991 года.

При этом с 2000 года число авиакомпаний уменьшилось с 296 до 134 перевозчиков. По итогам первого полугодия текущего года Аэрофлот, Трансаэро и ЮТэйр контролируют 52% рынка. Отраслевые аналитики ведущих российских финансовых домов полагают, что их доля на рынке к 2013 году, после поглощения Аэрофлотом компании Росавиа, увеличится до 75%. Конъюнктуру в секторе в целом можно назвать положительной. Рост доходов россиян в реальном выражении, т. е. с учетом инфляции, и стабильность рубля к основным мировым валютам обеспечивают дополнительный спрос на авиационные перевозки. По сравнению с прошлым годом за 7 месяцев 2011 года пассажирооборот увеличился на 11,7%, участники фондового рынка ориентируются на рост пассажирооборота в ближайшие годы в размере 8%. Считается, что с точки зрения финансов компаний рост бизнеса перевесит рост цен на топливо.

В текущем году Аэрофлот, Трансаэро и ЮТэйр увеличат свои мощности на 17,6%, 34,3% и 35,9% соответственно. Лидеры сектора активно заменяют дорогие в эксплуатации самолеты новыми Airbus и Boeing. Иностранная авиатехника требует меньших операционных издержек. Основной риск для финансового положения компаний заключается в стоимости фондирования, т. к. все новые машины приобретаются в лизинг.

Решение убрать мелких игроков с рынка для укрепления позиций ведущих компаний, конечно, очень правильная мера, которую следовало ввести давно. Мелкая компания в большинстве случаев не может обеспечить не только закупку новой техники, но и элементарную безопасность полетов. Но это только полумера.

Конечно, жизнь человека бесценна для его родственников, друзей и близких. Но для нас, биржевиков, все имеет монетарный эквивалент, мы циники, но патриоты своей страны. В нашей среде хорошо известно, что жизнь гражданина США эквивалентна двум миллионам долларов. Почему жизнь гражданина России должна стоить дешевле?! Именно эту сумму должны выплачивать родственникам жертв авиакатастроф. Только платить должно не государство, не налогоплательщики. Платить должны частные компании и/или их основные акционеры. А то у нас, как всегда, получается приватизация прибылей и национализация убытков. Хочешь заниматься бизнесом бери на себя все риски, обеспечивай безопасность полетов, и в случае трагедии плати адекватные компенсации. Не можешь заниматься цивилизованным бизнесом, можешь только высасывать последние соки из старой советской авиационной техники, наплевав на жизнь соотечественников – уходи с рынка. Другие будут заниматься бизнесом вместо тебя.  

Нужны ли отставки профильных министров после громких катастроф или происшествий?




Результаты
52 комментария

Есть и еще один очень важный момент, пока основным акционером Аэрофлота остается государство в лице Росимущества 51,17%, по оценкам отраслевых фондовых аналитиков, доля Аэрофлота на рынке должна возрасти до 43% к 2013 году. При этом транспорт, особенно в такой большой стране, как Россия, является стратегической отраслью, обеспечивающей нормальное функционирование государства. Без импортной техники, конечно, не обойтись, но государство по возможности должно обеспечивать поддержку национальной авиастроительной промышленности. Вместе с тем, экономическая безопасность страны и промышленная политика может снова оказаться под угрозой.

Как известно, летом были объявлены масштабные планы приватизации, под которые попадает и Аэрофлот, при этом компанию собираются продать полностью (!). Пока ситуация на мировых фондовых площадках не дает властям осуществить свои планы. Из фишек к приватизации сейчас вообще обсуждаются только Сбер и ВТБ. Однако рано или поздно конъюнктура изменится, и Аэрофлот вместе с Зарубежнефтью, АЛРОСой и Русгидро будет выставлен к полной продаже. Рецидив 90-х может снова стоить России очень дорого.

Естественно, государство может и, наверное, должно снизить свою долю до 50% + 1 акция. Рост количества акций в свободном обращении сделает бумагу более привлекательной для инвесторов. При этом, говоря об акциях Аэрофлота в перспективе 23 лет, мое мнение – я бы купил. Рано или поздно кризис закончится, и российская экономика начнет выигрывать от возобновления мирового экономического роста. В выигрыше будут, прежде всего, национальные чемпионы своих секторов. Положительные перспективы компании были описаны выше. Сейчас одна акция компании торгуется на ММВБ примерно по 57 руб, при этом отраслевые инвестиционные аналитики ориентируются на справедливую цену примерно в 90 руб.

Однако снижение странового риска, хорошая макроэкономика и финансовые результаты компании могут привести к повышению справедливой оценки. Так уже было все нулевые годы. Для того, чтобы сказка стала былью, должен просто закончиться кризис. Российская экономика является экспортноориентированной и сильно зависит от мирового экономического роста и спроса. При этом рано или поздно это произойдет. Конечно, покупка бумаг сейчас может быть связана с болезненными временными убытками. Но в итоге данная инвестиция окажется прибыльной.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............