К сожалению, даже самые восторженные сторонники политики «перезагрузки» теперь признают, что она теряет свои обороты. Эта политика принесла несколько важных и неоспоримых достижений, но список этот был довольно коротким и, что расстраивает больше всего, на горизонте не ожидается никаких новых, значительных прорывов.
Риторика демократов, может быть, и не столь сурова, как у республиканцев, но она еще далека от той, которую стоило бы использовать в общении с реальными или потенциальными партнерами
Учитывая настроения на Капитолийском холме, где менее чем от дюжины из 535 членов можно ожидать, что они могут высказаться положительно или хотя бы нейтрально в отношении России, в целом вряд ли можно надеяться на какой-либо прогресс в развитии взаимовыгодного стратегического партнерства, предусмотренного «перезагрузкой».
Хотя заявления Белого дома о России преимущественно носят деловой и прагматичный характер, риторика высказываний на слушаниях в Конгрессе или при принятии резолюции в отношении России становится поразительно похожей на риторику советского времени или периода Джорджа Буша-младшего. Почему это так – остается загадкой, учитывая, что Россия, со всеми ее недостатками, до сих пор очень благосклонна к Америке во многих отношениях, но самое главное – в вопросах Афганистана или Ирана.
Одним из объяснений может быть нежелание республиканцев признавать какие-либо успехи Обамы во внешней политике. Независимо от его политических врагов, можно сказать, что «перезагрузка» – безусловно, один из его немногих успехов. С другой стороны, риторика демократов, может быть, и не столь сурова, как у республиканцев, но она еще далека от той, которую стоило бы использовать в общении с реальными или потенциальными партнерами.
Кроме того, о каком партнерстве может идти речь, когда в госдепартаменте есть специальная высокая должность Посланника по евразийской энергетике, чья работа заключается в предоставлении гарантий того, что нефтяные и газовые потоки из постсоветского пространства достигают своего конечного пункта назначения в Европе в обход России, тем самым ослабляя наиболее важные бюджетные доходы этой страны? Европа находится под постоянным давлением со стороны Вашингтона, который призывает снизить ее зависимость от поставок энергоносителей из России под предлогом, что это абсолютно необходимо для того, чтобы обуздать политическое влияние России. Любой непредвзятый наблюдатель согласится, что короткие перебои с поставками российского газа в Европу были вызваны отказами Украины или Белоруссии платить рыночную цену, как было предусмотрено контрактами. Тем не менее, когда Россия, чтобы избежать таких кризисов в будущем, предложила строительство проектов Северный или Южный поток, некоторые «беспристрастные» политики назвали это возвращением пакта Молотова-Риббентропа.
Какова была бы реакция США, если бы Кремль назначил высокопоставленного чиновника, чья работа заключалась бы в поездках по всему миру и лоббировании снижения импорта автомобилей США или любого другого торгуемого продукта, чтобы снизить доходы Америки?
Продвижение демократии и прав человека в России дается не так легко, как это представляется американской стороной. Даже беря во внимание, что показатели России по этим вопросам далеки от совершенства. Тем не менее, критика, исходящая от Вашингтона, теряет какое-либо доверие, когда страны с гораздо менее впечатляющими показателями по тем же вопросам получают снисхождение – до тех пор, пока они сотрудничают в вышеупомянутой трубопроводной политике.
Я не припомню никаких недавних слушаний на Капитолийском холме или решительного осуждения со стороны Белого дома по вопросам демократии и нарушений прав человека в Азербайджане, Казахстане, Туркменистане или – невероятно – в Грузии. Должны ли мы предположить, что дела в этих странах идут исключительно хорошо, или же они избежали критики из-за важности в деле уменьшения влияния России на постсоветском пространстве?
Хотя споры о «перезагрузке» продолжаются, опасное экономическое и финансовое цунами надвигается. Что бы нам ни сулило будущее, Америка больше не может претендовать на безраздельное мировое господство. Поэтому ей как никогда нужны друзья и партнеры, чтобы пережить новые глобальные потрясения.
Оглядываясь вокруг, я не вижу другой столь же сильной или богатой страны, как Россия, которая могла бы претендовать на взаимовыгодное партнерство с Америкой. По этой причине нам лучше искать новые идеи для поддержания и расширения «перезагрузки» – вместо того, чтобы хоронить ее.
Источник: Russia blog (перевод – газета ВЗГЛЯД)