«Умер – и хорошо»

@ er.ru

20 июля 2011, 12:06 Мнение

«Умер – и хорошо»

На британское подразделение империи Мердока покатились волны «общественного гнева». И сейчас мы являемся свидетелями настоящего «девятого вала» практически в стиле Айвазовского. Перед нами торжество демократии, гласности (в смысле – transparency) и чуть ли не «перестройки».

Леонид Поляков Леонид Поляков

доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ

В Великобритании июль, жара, принц женился, Уимблдон давно закончился. Футбольный сезон наступит только через месяц. Что делать простому англичанину (шотландцу, валлийцу, североирландцу) в этой тягучей паузе? Правильно – делать нечего.

В случае с Политковской, Эстемировой, Бабуровой и даже, прости Господи, бывшим чекистом Литвиненко они так и действовали

Зато «есть на что приятно посмотреть», употребляя знаменитое выражение старшины относительно форм юной Елены Драпеко в кинофильме «А зори здесь тихие». Нет, не в смысле сексуального скандала. А в смысле скандала медийно-политического. Потому что во вторник начались парламентские слушания по делу британской части медийных активов Руперта Мердока.

Реалити-шоу, транслируемое BBC (и CNN – понятное дело, как же не уесть ненавистного конкурента), уже окупило себя на сотни процентов. Несмотря на строжайшие меры предосторожности и тройные полицейские кордоны, в зал слушаний проник некий «комедиант и активист» и бросил в Мердока-старшего какую-то «белую субстанцию». Атака почти удалась, но наперерез бросилась молодая жена того же Мердока и хуком справа остановила нападавшего. Да так, что «субстанция» оказалась на его лице и лишь немного на пиджаке ее мужа.

Потом можно было долго смотреть за тем, как вымазанного «субстанцией» и скованного наручниками утирали полицейские, как вели его (соблюдая достоинство) в участок. В общем, день удался. Трехчасовой парламентский допрос Мердока-отца и Мердока-сына, а затем такой же допрос выпущенной под залог руководителя спешно закрытой News of the World (NotW) Ребекки Брукс явно разогнали spleen, начавший было одолевать простых британцев.

И очень, нужно сказать, кстати. Потому как иначе эти простые британцы от нечего делать могли бы всерьез и с непредсказуемыми последствиями заинтересоваться странной смертью человека по имени Шон Хор (Sean Hoare). Ведь, собственно, без него, скорее всего, и не было бы нынешнего реалити-шоу.

#{best_opinions}Для тех, кто не в курсе. Именно Шон Хор, бывший шоубиз-репортер NotW, а затем корреспондент мердоковской же The Sun, еще в 2007 году рассказал в интервью The New York Times о том, что тогдашний редактор NotW Энди Коулсон (Andy Coulson) работал просто. Для обеспечения тиражей он вынуждал своих журналистов добывать информацию о рок-звездах, селебритиз шоу-бизнеса, политиках и всех прочих гражданах, попадавших в фокус общественного внимания, с помощью прослушки их телефонов, голосовой почты, перехвата SMS, e-mail и т.д.

С тех пор на британское подразделение империи Мердока покатились волны «общественного гнева». И сейчас мы являемся свидетелями настоящего «девятого вала» практически в стиле Айвазовского. Перед нами торжество демократии, гласности (в смысле – transparency) и чуть ли не «перестройки». Медиамагнат унижен, приведен на «суд истории» и вынужден если не каяться, то клясться-божиться, что ничего такого не знал, не ведал и никогда в будущем не допустит.

Казалось бы, при чем тут Шон Хор? Странно умерший в своем доме в Хертфорде на улице с характерным названием Лэнгли-стрит? Ведь написали же про него чуть ли не лучшие друзья вместо некролога – наркоман и алкоголик, типичный журналюга с Fleet Street!

Ну, конечно, ни при чем. За несколькими, однако, исключениями. Хор рассказал о нравах империи Мердока, но краешком зацепил и еще одну тему. А именно: пособничество полиции в телефонных прослушках, определении координат нужных персон и во всех подобных вторжениях в частную жизнь британскоподданных. И, что самое неприятное, шеф Хора Энди Коулсон впоследствии (вплоть до начала этого года) стал ближайшим пиар-советником нынешнего премьера Дэвида Кэмерона.

Зацепить-то зацепил, но очень кстати для полиции, Коулсона и Кэмерона умер. Нашли его утром после анонимного звонка в полицию. Медики приехали только в девять вечера. После первого полицейского осмотра дом с трупом пять часов оставался без присмотра. Судя по первым отчетам, смерть «необъяснима, но ничего подозрительного».

Остается надежда на наше принципиальное журналистское сообщество

Памятуя, где все это произошло, можно бы ожидать, что уже сейчас во весь рост встают из окопов Amnesty International, Human Rights Watch, Freedom House во главе с «Репортерами без границ» и начинают штурмовать Даунинг-стрит, 10, Скотленд-Ярд и прилежащие окрестности на предмет выяснения: кому выгодно? Ведь в случае с Политковской, Эстемировой, Бабуровой и даже, прости Господи, бывшим чекистом Литвиненко они так и действовали. До такой степени, что понуждали бывшего премьера Брауна советовать нам менять Конституцию, а нынешнего Кэмерона – предлагать нам обмен депутата Госдумы Лугового на английские визы.

Но нет. Тишина. Умер – и хорошо. То есть, конечно, по-человечески плохо. А вообще очень даже своевременно. И в назидание. Это если кому из бывших журналистов бывшей NotW или какой другой газеты вдруг захочется что-то припомнить о сотрудничестве с полицией в святом деле добывания информации.

P.S.: Остается надежда на наше принципиальное журналистское сообщество. Может, оно подаст голос за беднягу Хора? Может, хоть оно потребует открытого и честного расследования его смерти и нелицеприятного наказания виновных? Какой-никакой, а все же собрат по профессии.

Коллега...

Источник: Сайт «Актуальные комментарии»

..............