Почему именно Тунис и Египет, а теперь и Ливия? Потому что правители там засиделись, и не на один-два лишних срока, а на три-четыре десятилетия.
Здесь граждане вышли на улицы бунтом беспощадным по отношению к собственным политическим первоосновам, но бессмысленным по отношению к первоосновам экономическим. Был бы рад ошибиться в последнем, но боюсь оказаться прав – осмысленности явно не хватает.
Соблазн повторить успех соседей – на поверхности в каждом обществе любой из неблагополучных стран этого региона. Но соответствующие настроения можно подстегивать, а можно купировать – технологии, увы, известны и отработаны. Держу пари, сейчас «странным образом» накал страстей будет раз за разом постигать страны, до сего исповедовавшие антизападные, прежде всего антиамериканские, идеологии – Ливию, Сирию, Иран, а вот в государствах-союзниках (тот же Бахрейн, Кувейт, Йемен или Саудовская Аравия) пошумят-пошумят, да и разойдутся. Великая сила – современные коммуникации, медийные и общественные. Да и нефть тоже неслабый аргумент.
Причина массовых волнений в этих арабских странах с диктаторскими режимами в том, что их правители, обогащаясь лично, так и не смогли улучшить жизнь рядовых граждан. Именно эти недемократии, в отличие от режима Пиночета в свое время в Чили и от современных однопартийных – де-факто или де-юре – Китая и Вьетнама, эффективными так и не стали, а, напротив, умудрились, сказочно обогащая верхи, поставить на колени и уложить на лопатки низы, то есть большинство своих подданных.
Я не сторонник революционных преобразований, в какой бы стране они ни проходили. Революции, как сказал классик, происходят, когда верхи не могут, а низы не хотят. На памяти моего поколения это случилось уже дважды – Горбачев и Ельцин. Печальный исход известен в обоих случаях, при всех благих помыслах и начинаниях. Поэтому я против революции, даже под самыми красивыми и благородными лозунгами.
Источник: «Интерфакс» со ссылкой на блог Косачева