«Свобода превращается в рабство»

@ ИТАР-ТАСС

11 ноября 2011, 13:15 Мнение

«Свобода превращается в рабство»

Стремление любой ценой самоопределиться и самоутвердиться неизбежно приводит человека к отрыву от своей среды, от религиозной традиции, от своей почвы. И человек становится скитальцем, живущим в мире идеалистических представлений, он попадает в плен к своей мечте и становится совершенно оторванным от подлинного, живого мира.

Борис Якеменко

историк, член Общественной палаты, руководитель православного корпуса движения «Наши»

Уходящий год – год Ф. М. Достоевского. В 2011 году отмечается 190-летие со дня рождения, 130 лет со дня смерти, 30 лет дома-музея Достоевского в Старой Руссе.

Достоевский всегда был и будет актуален в России. Актуален потому, что очень точно выразил всю глубину, особенности, тонкости национального характера русского человека, причем выразил не только то, что есть, но и то, что всегда оставалось пределом мечтаний: возвышенные ожидания и страстные порывы «к небу и блаженству». «О народе судят не по тому, чем он живет, а по тому, о чем он мечтает», – писал Достоевский. Не случайно многие люди жили «по Достоевскому», сверяли с его книгами свою жизнь. Ю. М. Лотман охарактеризовал значение Достоевского в нашей жизни очень точной, парадоксальной фразой: «Жить по Достоевскому невозможно, но и жить без Достоевского невозможно».

Стремление любой ценой самоопределиться приводит к отрыву от своей среды

Важнейшим ключом к пониманию удивительных прозрений писателя является глубокая религиозность Достоевского. Именно благодаря этому он сумел назвать тайну своей современности, распознал тогда еще не высказанную религиозную тоску. Видя, в каком смятении находятся вокруг люди, как плохо тем, кто сошел с религиозной почвы, но так и не сумел обрести твердую землю под ногами, Достоевский задумывает роман «Атеизм», в котором хочет «порассказать только то, что мы все, русские, пережили в последние десять лет в нашем духовном развитии». Он сумел показать, как свобода, которая становится самоцелью, превращается в своеволие и в результате происходит саморазрушение как свободы, так и человека, который принял эту свободу как самую главную ценность.

Стремление любой ценой самоопределиться и самоутвердиться неизбежно приводит человека к отрыву от своей среды, от религиозной традиции, от своей почвы. И человек становится скитальцем, живущим в мире идеалистических представлений, он попадает в плен к своей мечте и становится совершенно оторванным от подлинного, живого мира. Свобода как самоцель превращается в рабство, покорное служение страстям или идеям. Подлинная свобода, свобода выбора между небом и землей, между добром и злом может быть только во Христе. Хорошо известно, что Достоевский резко разорвал отношения с критиком В. Г. Белинским именно за то, что тот «ругал ему Христа». Но, как точно отмечал протоиерей Г. Флоровский, «вера Достоевского шла от любви, а не от Божественного страха, как у Гоголя».

«Я знаю Достоевского как пророка, как апостола, как мученика, как поэта, как философа, – писал Иустин Попович. – Многогранность его гения поражает. Всечеловечески широкий и глубокий, он принадлежит всем, но и все принадлежат ему. Он настолько человек, настолько всечеловек, что родственен всем: и сербам, и болгарам, и грекам, и немцам – всем людям на всех континентах. В нем есть что-то от каждого из нас, то есть каждый может найти себя в нем. Своим всечеловеческим сочувствием и любовью он свой для всех».

#{interviewcult}Достоевский жил в то время, когда вера во Христа впервые публично стала подвергаться сомнению, когда в общественное сознание начала проникать мысль, что веруют в Бога лишь темные и забитые люди, в то время как люди передовые и просвещенные стремятся к свободе и возлагают надежду на человеческий разум, а не на сердце. Достоевский уверенно говорил: «Все в мире без Христа станет грязно и греховно. Покажите мне что-нибудь лучше Христа! Укажите мне ваших праведников, которых вы вместо Христа ставите», – и подчеркивал: «Русский человек без Православия – дрянь».

Во всех своих произведениях Достоевский говорит об одном: о преображении человека с помощью Бога. А это возможно лишь тогда, когда Православие не система обрядов и ритуалов, а живое чувство, наполняющее и преображающее человека. «Вникните в Православие, – советовал Достоевский, – это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство». А если это чувство имеет один источник, то и все люди на земле связаны единой судьбой и единой историей: «Каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно... Сие сознание этого есть венец пути всякого на земле человека».

Романы и повести Достоевского показывают, что единственный путь к Богу и ближним – путь любви. «Постарайтесь любить ваших ближних действенно и неустанно, – призывает он. – По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уже несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу». Ад для Достоевского – это «страдание о том, что нельзя уже более любить». Но для Достоевского мало любить только лишь людей. «Любите все создание Божие, – советует он, – и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь – и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды – и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью».

Источник: Блог Бориса Якеменко

..............