«Конкурс подсчета на счетах»

@ с личной странички на livejournal.com

6 октября 2011, 12:32 Мнение

«Конкурс подсчета на счетах»

Когда-то артисты эстрады были мейнстримом, а кэвээнщики и комеди-клаб – маргиналами. Сегодня ситуация обратная. Почему-то среди резидентов многочисленных комеди-клабов и команд КВН нет ни одного выпускника эстрадно-циркового училища или театрального института. Это не случайно.

Марьян Беленький

советский и израильский литератор, переводчик, журналист

1 и 2 октября я был гостем финала всероссийского конкурса по подсчету на счетах.

– А зачем считать на счетах, – спросите вы, – если у каждого сегодня есть мобильник со встроенным калькулятором?

В том-то и дело.

Центр мирового эстрадного юмора сегодня находится, увы, не в России, а в США

«Всероссийский открытый фестиваль юмора и эстрады» прошел без особой помпы. Прямо скажем, ни одного представителя прессы на нем не было. То ли организаторы не позаботились, то ли весь этот конкурс напоминал того самого неуловимого Джо, которого никто не ловит, потому что он никому не нужен.

Когда-то конкурсы эстрадного искусства проводились от имени государства, лауреатство в них имело значение. Лауреатами последнего всероссийского конкурса были Андрей Данилко и Юрий Гальцев. Сегодня конкурс проводит частная фирма.

Как раз то, в чем я не понимаю, мне понравилось – вокал, цирк, танцы. А вот так наз. «разговорный жанр».... Вот это и был «конкурс подсчета на счетах».

Проблема в том, что все его участники делали то, что делали до них 30 и 50 лет назад. Человек, стоя у микрофона, исполняет скетч или монолог. Во всем мире, кроме бывшего СССР, этот жанр умер. В США это произошло 50 лет тому. В Израиле – на моих глазах. Даже название жанра изменилось. «Разговорный жанр» сегодня существует лишь в странах СНГ. Во всем остальном мире этот жанр называется «стендап-комеди». Сегодня даже в Китае, Корее, Японии есть стендаписты. Есть они и в России, только конкурс этот их не интересует. Зачем он им? Они приобретают популярность по другим каналам.

Почему жанр скетча и монолога умер, я прекрасно понимаю на себе, поскольку этим занимаюсь много лет. Пока ты говоришь с публикой от себя, тебя слушают. Стоит начать исполнять выученный текст, внимание публики утрачивается. Тем более что во всем мире, кроме бывшего СССР, этот жанр существует для зрителя, сидящего за столиками в кабаре и варьете, а не в зрительном зале. А зритель за столиком не способен следить за фабулой рассказа. Он пришел с друзьями или с девушкой, ему хорошо, он веселится, ждет, когда уже музычку врубят. Тут нужен принципиально иной способ подачи материала. А здесь...

Заветной мечтой участников было попасть в «Аншлаг». В принципе, дальше уже можно не говорить...

С появлением Интернета, мобильной связи в мире произошла информационная революция, сравнимая с изобретением книгопечатания, а может, и более существенная.
В шоу-бизнесе, впрочем, как и в любом другом, сливки снимает тот, кто делает то, что до него никто не делал.

Чем и объясняется стремительный взлет комедии-клабов.

Эстрада – это искусство удивлять. Вот как раз попыток удивить публику и жюри я и не увидел.

Когда-то артисты эстрады были мейнстримом, а кэвээнщики и комеди-клаб – маргиналами. Сегодня ситуация обратная. Почему-то среди резидентов многочисленных комеди-клабов и команд КВН нет ни одного выпускника эстрадно-циркового училища или театрального института. Это не случайно. Видимо, в этих учреждениях учат чему-то не тому...

На Россию уже несколько десятилетий обрушивается массивный поток американской культуры.  Еще в СССР американские джинсы были предметом мечтаний каждого молодого человека. Обилие точек питания с иностранными названиями, засилье голливудских фильмов, пепси-колы и макдональдсов, поток рок-музыки... Русский язык стремительно пополняется англоязычной лексикой. (Интересно, если вместо «айс ти» написать «холодный чай», неужели не поймут). Нам может это нравиться или нет, но игнорировать этот факт мы не можем.
Центр мирового эстрадного юмора сегодня находится, увы, не в России, а в США. Там же, где и центр мировой рок-музыки и джаза.

Невозможно играть рок или джаз, если не знать западных оригиналов.

Сегодня невозможно работать в жанре эстрадного юмора, если не знать о Монти Пайтон и не иметь понятия об искусстве стендап-комеди. Это все равно что писать русские стихи, не зная о Пушкине.

Участникам «открытого конкурса юмора и эстрады», работающим в «разговорном жанре», сильно повезло. Они не понимают, насколько убого они выглядят по сравнению с любым, даже средним американским актером-стендапистом.

Начнем с актерской энергетики. Российский «актер разговорного жанра» у микрофона стоит. Американский стендапист мечется по сцене. Его переполняет энергия. Он постоянно в диалоге со зрителем, у него глаза горят, он заражает публику своей энергией.

У участников конкурса я этого не увидел. И пример им тут брать не с кого, ибо известные российские актеры-разговорники ведут себя так же.

Сегодня для того чтобы смотреть стендап, даже и языка знать не надо. Хотя лучше, конечно, знать. И не просто разговорный английский,  а «эбоникс» – язык американских негров, на котором работают немало американских стендапистов.

Сегодня тысячи роликов и полнометражных программ американских и английских стендапистов выложены в открытом доступе. Их книги, видео, аудио можно даже купить при желании.

Многие из дисков с субтитрами, так что даже среднего знания языка достаточно.

Проблема в том, что у участников конкурса такого желания нет. И это не их вина, а беда. Им никто не сказал, что кроме России есть и другие страны, где тоже есть эстрадный юмор.

Простой пример. Актер на конкурсе исполнял монолог официанта, написанный автором. Автор, разумеется, представляет себе работу официанта, разумеется, с точки зрения клиента. «Кухни» он не знает.

А теперь представьте себе, если до этого актер проработал полгода официантом и рассказывает о своих наблюдениях. Совсем другой жанр.

Стендапист, в отличие от актера-разговорника, работает от своего лица, не от персонажа или  образа. Он высказывает свою точку зрения на события в стране, мире, городе и этом зале, где он находится.

Но для этого недостаточно актерских способностей и выученного текста. Нужны совершенно иные качества. Незаурядный интеллект, эрудиция, четкая гражданская позиция, мгновенная реакция на реплики аудитории, способность творить, сочинять, причем смешно, прямо на публике, парировать реплики публики с ходу.

Этому в театральных институтах стран СНГ не учат. А жаль. Ведь искусство непосредственного общения со зрителем в России существовало задолго до большевистского переворота. И задолго до того, как этот жанр появился в США. Это были многочисленные артистические клубы, где ведущий и участники вели разговор с публикой напрямую – «Би Ба Бо», «Бродячая собака», «Приют комедианта», «Кривое зеркало» и т. д. История сохранила имена первых российских стендапистов, их тогда называли модным новым словом «конферансье» – Балиев, Алексеев. А первым российским стендапистом, основоположником российского эстрадного юмора был актер императорских театров Иван Горбунов. А по этой ссылке примеры русского стендапа 19-го века. Это и сегодня можно исполнять.

Ребята, оставьте профессию. Никто из вас вторым Хазановым сегодня не станет

И, кстати, Горбунов не был ни евреем, ни армянином. Вы не поверите, но он был русским....

С появлением цензуры это искусство было начисто утрачено. Вот его то и надо возрождать. Но в театральных училищах и вузах этому не учат...

Видимо, нужно создавать принципиально иные учебные заведения, где преподавать будут участники команд КВН и резиденты «Комеди». Такие школы в США существуют много лет. И учебники по стендапу издаются регулярно.

Ребята, оставьте профессию. Никто из вас вторым Хазановым сегодня не станет. Идите на работу, где много свободного времени, напр. ночными сторожами. И начинайте учить беглый разговорный английский. Или заведите себе англоязычного любовника\любовницу. Это очень продвигает в смысле изучения языка.

Когда вы начнете хорошо понимать язык, просмотрите все скетчи «Монти Пайтон», все выпуски WhoseLineIsItAnyway?, несколько сотен программ английских и американских стендапистов. А затем, вооруженные всем этим, возвращайтесь на сцену. У вас будет 1000 очков форы перед теми, кто этого не сделал. Только делать все это нужно быстро, пока вас не опередили.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............