Вынесение Юлии Тимошенко обвинительного приговора и срок в семь лет – это несомненная ошибка украинских властей. И это останется ошибкой и в случае, если это будет реальный срок, и в случае, если решение будет пересмотрено. В первом случае Янукович получает постоянный повод для давления на него. Во втором случае – демонстрирует слабость.
#{image=564483}Самое смешное, что еще полгода назад Тимошенко стремительно скатывалась в маргинальную нишу. Рейтинг падал. Спонсоры разбегались. Начали появляться альтернативные лидеры оппозиции. И надо же было власти своими руками реанимировать проект «Юля», объединить вокруг всех оппозиционных лидеров и спровоцировать её поддержку и с Запада, и с Востока.
Самое неприятное для Партии регионов – что они параллельно вытаптывают свою электоральную нишу, ликвидируя проекты, которые могли бы стать «засадным полком» партии власти, например. «Сильную Украину» Сергея Тигипко. «Фронт перемен» Арсения Яценюка, финансируемый Ринатом Ахметовым, – проект уже скорее лично Ахметова, а не всей команды Януковича. «УДАР» Виталия Кличко сближается с другим олигархом – Виктором Пинчуком, а у того немного причин любить донецких.
Теперь об объективной стороне дела.
Газовые соглашения 2009 года подписывала не Тимошенко, а зампред Нафтогаза, однако руководствуясь директивой премьер-министра. Тимошенко на суде признала свою ответственность.
Почему в 2009 году Юлия Владимировна пошла на условия, которые были хуже, чем те, которые обсуждались в конце 2008 года и на которые она не согласилась? Потому что ей любой ценой надо было выкинуть из газовой схемы Дмитрия Фирташа, который на тот момент был главным спонсором Виктора Януковича. Она получала отсрочку на год – до президентских выборов, пока действовала скидка в 20%. А потом, если бы она выиграла выборы, Тимошенко попыталась бы разменять уступки России по цене на газ на уступки по другим направлениям. Собственно, это же сделал и Янукович, подписав Харьковские соглашения. В общем, на мой взгляд, «злоупотребление служебным положением» ради политической конъюнктуры налицо.
Является ли российское руководство «соучастником» Тимошенко? Нет. Более высокая цена для Украины была обусловлена высокими политическими рисками. Это была плата за нестабильность, исходящую от украинских властей, и постоянный пересмотр правил игры.
Являются ли переговоры Тимошенко основанием для пересмотра контракта с Газпромом? Нет. Путей для пересмотра контрактов только два: переговоры (и тогда нужно что-то предлагать) и обращение в Стокгольмский арбитраж. Для арбитража решение по делу Тимошенко, признанное европейскими институциями «политически мотивированным», будет скорее аргументом против украинской стороны.
Источник: Блог Евгения Минченко