Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
4 сентября 2012, 19:22 • Справки

Хроника территориального спора Ингушетии и Чечни

Как это часто бывает в ходе территориальных претензий, каждая из сторон: и Ингушетия, и Чечня – называет спорные земли своими «исконными». Однако историки напоминают, что эту территорию могут с полным правом считать своей исконной многие народы.

Накануне монгольского нашествия XIII века территория будущей Чечено-Ингушетии не представляла единого целого ни в этническом, ни в социально-экономическом, ни в политическом отношении. Вайнахские племена населяли главным образом горные районы и предгорную часть бассейна реки Сунжа. С приходом монголов на Северный Кавказ степная и равнинная часть Чечено-Ингушетии вошла в состав Золотой Орды.

В течение XV века в результате ослабления и распада Золотой Орды вайнахи из горных районов переселились на равнинную полосу к югу от реки Сунжа и далее на восток до Качкалыковского хребта.

В XVI веке на берегах рек Терек и Сунжа расселились кабардинские племена. В XVIIXVIII веках кабардинцы уже имели огромные территориальные владения в Центральном Кавказе. Но в начале XIX века Кабарда, в том числе сегодняшний Малгобекский район Ингушетии, Моздокский район Осетии и другие территории Ингушетии и частично Чечни, вошла в состав Российской империи.

Сегодня в Чечне претендуют на те территории Ингушетии, которые были в составе Чечни с 1922-го по 1934 год. В тот период республики, как и сегодня, существовали порознь.

В 1992 году съезд народных депутатов России вновь разделил бывшую Чечено-Ингушскую АССР надвое – без определения границ. Это было связано с тем, что населенные преимущественно чеченцами восточные районы автономии де-факто уже не подчинялись Москве – там была провозглашена непризнанная Республика Ичкерия во главе с Джохаром Дудаевым.

В то же время ингуши, проживавшие в западных районах, выражали желание оставаться в России. Так с момента возникновения обоих регионов в составе России – более 20 лет – административная граница между республиками официально и не была не установлена.

В 1993 году президент Ингушетии Руслан Аушев и фактический лидер Чечни Дудаев подписали договор, по которому Сунженский район передавался Ингушетии, а за Чечней оставались населенные пункты Серноводск и Ассиновская.

Территориальные претензии вспыхнули в 1997 году, когда Ичкерию возглавлял Аслан Масхадов. В Грозном тогда раскритиковали ингушские власти за передвижение милицейских постов в Сунженском районе вглубь чеченской территории. В итоге милицейские посты вернулись на прежнее место.

В январе 2001 года в Чечне был образован свой Сунженский район с административным центром в Серноводске. Площадь ингушского Сунженского района – 881 кв. км, причем там, предположительно, имеются запасы нефти, правда, расположены они далеко от тех населенных пунктов, на которые сегодня претендуют в Чечне.

10 марта 2003 года тогдашние лидеры двух республик Ахмат Кадыров (отец нынешнего президента) и Мурат Зязиков подписали протокол, согласно которому под юрисдикцию Чечни отходили село Серноводское и станица Ассиновская Сунженского района, а остальная его территория – под юрисдикцию Ингушетии. Этот протокол, по сути, дублировал соглашение Аушева и Дудаева от 1993 года.

В 2005 году в ранге и. о. премьер-министра Чечни Кадыров-младший впервые поднял вопрос о расширении границ. «Вопрос наших исконных территорий волнует весь народ. Как в соседних регионах, так и в самой Чечне хорошо известно, где проходила граница до объединения субъектов и где она должна проходить после размежевания... Мы, естественно, хотим быть хозяевами своей земли», – говорил Кадыров.

В парламенте отреагировали в апреле 2006 года, когда спикер палаты Дукваха Абдурахманов призвал вообще к воссоединению двух республик, подчеркнув, что только так можно решить территориальный спор. Но в Кремле тогда дали понять, что объединительные процессы запускать пока не планируют.

..............