Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевПолуостров с газом
Энергетическая зависимость Крыма от Украины преувеличена
В случае воссоединения Крыма с Россией наша страна может получить не только великолепные крымские пляжи и вина Массандры, но и богатый газом черноморский шельф. Конечно, он не станет конкурентом сибирским месторождениям, но позволит Крыму как минимум не зависеть от поставок из других регионов.
Некоторые украинские СМИ пишут о том, что Крым только на 50–65% обеспечивает сам себя газом, а остальную часть необходимого газа получает с материка. Однако эксперты опровергают эти данные. Если народ Крыма на референдуме 16 марта примет решение о присоединении к России, то бояться газовой блокады со стороны Украины полуострову не придется.
Угроза газовой блокады – это полная ерунда
«Крым уже практически сам себя обеспечивает. В прошлом году там добыли 1,65 млрд кубов газа, это примерно соответствует потребностям Крыма. Даже если потребление будет чуть больше добычи, то эта проблема легко устранима», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
АРК потребляет около 1,5 млрд кубометров газа в год, а Черноморнефтегаз добывает 1,65 млрд кубометров, отмечает также аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.
Добыча растет
В Крыму работают три месторождения на шельфе, добыча там растет. «Шельф Черного моря – это и есть Крым. Сегодня вся добыча ведется как раз на крымском шельфе, который, понятно, отойдет Крыму или России, если полуостров войдет в состав РФ и все эти проекты будут национализированы», – говорит Симонов.
По данным Фонда национальной энергетической безопасности, в 2009 году там добывали 1,05 млрд кубометров, но за четыре года добычу увеличили на 0,6 млрд кубов. При этом, согласно стратегии Украины, добычу газа на шельфе Черного моря планировалось увеличить с 1,65 млрд кубов до 2,5–3 млрд кубов газа. И этот план выглядит вполне реальным, считает Симонов.
«Конечно, рост добычи на черноморском шельфе не выглядит фантастическим в масштабе всей страны. Но увеличение добычи на 1–1,5 млрд кубов, когда стране нужно найти 30 млрд кубометров газа, чтобы отказаться от российского газа, – это одна история. А когда нужно запитать только Крым, то это уже совсем другой коленкор», – говорит Симонов.
Статистическая спекуляция
Симонов предполагает, что все разговоры о том, что Крым обеспечивает себя газом только наполовину, могут быть основаны на статистике за пиковый период потребления газа зимой. «Когда в Крыму наступает холод, то текущая добыча, конечно, не покрывает потребности. Тогда приходится брать газ с материка», – отмечает эксперт.
В отопительный сезон Крым действительно потребляет довольно много. По официальным данным Черноморнефтегаза, с ноября 2012 года по февраль 2013 года АР Крым потребила 885 млн кубометров газа. То есть среднее суточное потребление в эти четыре месяца составляло 7,4 млн кубометров газа (суточная добыча сейчас составляет 6 млн кубометров газа). В остальное время, когда погода на полуострове теплая, суточное потребление, как правило, в два-три раза меньше.
Правда, надо сказать, что зимы в Крыму могут быть и более холодными. Так, в отопительный сезон 2011–2012 годов за четыре месяца Крым потребил целых 1,3 млрд кубометров газа. В феврале 2012 года было зафиксировано даже несколько исторических максимумов суточного потребления – до 12,76 млн кубометров газа.
Однако проблема дефицита газа в отопительный сезон легко решается благодаря тому, что на территории Крыма находится Глебовское подземное хранилище газа, активный объем которого сейчас составляет 1 млрд кубов, а при введении в эксплуатацию второй очереди объемы увеличатся до 4 млрд кубометров газа. «Если правильно использовать Глебовское подземное хранилище газа, тогда проблем зимой не будет. Хранилище позволяет закачивать туда газ в весенне-летний период, когда потребление снижается, и использовать этот газ в зимний – пиковый – период потребления», – говорит Симонов.
«Поэтому обеспеченность Крыма газом как топливом для обогрева коммунальных служб – вопрос, решенный уже сейчас. Угроза газовой блокады – это полная ерунда. Вот по воде и электричеству вопросы еще возникают», – уверен собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Электричество тоже не проблема
Крым потребляет ежегодно около 5 млрд кВт/ч, однако производит только 1,1 млрд кВт/ч, отмечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.Но проблему нехватки электроэнергии тоже можно решить с помощью газа. «Если стратегически смотреть на то, как Крыму жить без Украины в плане электричества, то надо развивать газовую генерацию, чтобы самим делать электричество», – говорит Симонов. В этом случае Крыму потребуется больше газа, но и для этой проблемы есть несложное решение.
«Южный поток» по стечению обстоятельств проходит по морю рядом с Крымом. От станции «Русская» (начальная точка морского участка трубы) до Керченского пролива всего 12 км. Можно сделать отвод в сторону Крыма. К примеру, Газпром делал морской газопровод Джубга – Лазаревское – Сочи, так там длина морского участка составляет около 150 км. Чтобы перевести Крым на газовую генерацию, достаточно сделать отвод для перекачки 1,5 млрд кубометров газа», – рассуждает глава Фонда национальной энергетической безопасности.
- Запад осуждает крымский референдум, забыв о Косово
- Власти Крыма перечислили блага от присоединения к России
- Валерий Косарев: Предпринимаются попытки срыва референдума
- Премьер Крыма пообещал сохранить частную собственность крымчан
- Мухин: Организаторы крымского референдума нашли правильную модель
Теоретически можно рассмотреть и другой вариант – увеличить добычу газа на Крымском полуострове и шельфе за счет российских инвестиций. Однако этот вариант обсуждать эксперты пока не берутся. Просто потому, что данные, которые предоставляются украинской стороной по поводу запасов и реальной возможности коммерческой добычи газа, нуждаются в серьезном переосмыслении.
«Здесь надо проводить аудит и доразведку, и тогда можно будет более ответственно говорить, что там будет получаться. Может, и не надо будет отвод от «Южного потока» делать. Украинская статистика не всегда позволяет получить полную информацию. Та же ситуация с водой: много спекуляций, но никакой внятной статистики, сколько воды поступает в Крым из Днепра», – говорит Константин Симонов.
Как подводит статистика
«Точных и официальных данных по запасам газа и нефти на черноморском шельфе Украины нет», – соглашается Анна Кокорева из «Альпари». Например, по данным Нафтогаза, запасы природного газа акватории Черного и Азовского морей составляют 48 млрд кубометров. «Компания «Черноморнефтегаз» и вовсе приводит данные в единицах условного топлива, которые вот так просто не переведешь в объемы газа или нефти. По данным добытчика, запасы акватории Черного и Азовского морей составляют 1,5 млрд тонн условного топлива», – отмечает Кокорева. Плюс говорится о запасах сланцевого газа, которые, по разным оценкам, колеблются от 1 до 1,5 трлн кубометров газа.
«Даже по самым пессимистичным расчетам, если взять за основу только данные Нафтогаза, запасов природного газа АРК хватит на 32 года, а с учетом запасов на суше – на 104 года», – отмечает Кокорева.
«Теоретически если сложить все запасы и на море, и на суше, которые приходятся на долю Крыма, то можно выйти на объем порядка 100 млрд кубометров газа. Так как Крым потребляет порядка 2 млрд кубометров газа в год, то ему хватит почти на полвека», – подсчитал Дмитрий Лукашов.
Россия, безусловно, заинтересуется месторождениями черноморского шельфа (в случае присоединения Крыма), так как разработка шельфов сейчас глобальный тренд. Наиболее перспективным в плане добычи газа для российских компаний может стать участок керченско-таманского шельфа, считает Дмитрий Лукашов. Его запасы оцениваются в 75 млрд кубометров. На долю Крыма приходится две трети данного объема, а одна треть и так является российской, указывает эксперт.
Но для начала РФ проведет доразведку на крымском шельфе. «С точки зрения украинской геологии все это нуждается в дополнительной проверке. Украина – страна загадок, поэтому что касается нефтегазовых запасов, то это может оказаться виртуальной штукой», – не исключает Симонов.
Внешность обманчива
Эксперты указывают на экологические и чисто коммерческие проблемы, которые могут возникнуть при разработке черноморских шельфов. «Даже если большие запасы будут подтверждены, то затраты на извлечение углеводородов с учетом технической сложности и экологического фактора там могут оказаться довольно велики. Поэтому я бы не стал говорить, что на крымском шельфе будет нефтегазовый Клондайк», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
«Надо осознавать, что Черное море – это непростой регион. Там тепло, хорошо, но внешность обманчива», – отмечает эксперт. По его словам, черноморский шельф отличается сложными условиями дна, наличием сероводорода, там большая глубина: добывать углеводороды надо на глубине 1500–1700 метров.
«Это больше, чем, например, в Мексиканском заливе. Знаменитая авария там произошла на глубине 1350 метров, и из-за такой глубины не могли заглушить скважину. Поэтому высоки и экологические риски. Про проблемы Арктики много говорится, но там есть плюсы, например, глубина лишь 200–300 метров», – говорит Симонов.
Как бы там ни было, но если говорить о возможности блокады со стороны Украины Крыма, то самая серьезная проблема на сегодняшний день – это пресная вода. Тогда как газовые проблемы и вопрос с электроэнергией легко решаются. В то же время власти Крыма уже не раз говорили о том, что вместе с Россией уже найдены решения для всех этих потенциальных ресурсных угроз.