Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

2 комментария
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
11 марта 2013, 20:45 • Экономика

«Это важно для меня и моей семьи»

Футбольный клуб "Спартак" собирается на IPO

«Это важно для меня и моей семьи»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Владелец московского «Спартака» Леонид Федун заявил о желании вывести свой клуб на биржу. Это станет первым случаем выхода на IPO в российском спорте. Однако даже в таком случае основы бизнеса клуба останутся чисто российскими, вряд ли «Спартак», да и любая другая спортивная команда России, сможет стать в ближайшее время самоокупаемым.

Первичное публичное предложение акций (IPO) московского футбольного клуба «Спартак» может состояться на фондовом рынке уже в 2017–2018 годах. Об этом заявил вице-президент компании «ЛУКОЙЛ», президент красно-белых Леонид Федун, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на Bloomberg.

Я мечтаю создать систему, при которой «Спартак» выйдет на самоокупаемость

Бизнесмен вложил почти миллиард долларов в клуб, который приобрел в 2003 году у Андрея Червиченко. По его словам, он каждый год вкладывает в клуб около 60 млн долларов. Плюс Федун потратил уже порядка «500 млн долларов на 50-тысячную арену, строительство которой должно завершиться в этом году».

Федун говорит, что «намерен вывести клуб на биржу после того, как будет построен его новый стадион». По его словам, годовая выручка футбольного клуба за время его участия в капитале «выросла с 4 до 60 млн долларов».

«После 2017 года «Спартак» нарастит выручку, возможно, в три–четыре раза», – отметил Федун. «Моя мечта – организовать IPO «Спартака», может быть, в 2017–2018 годах, и что я смогу получить отдачу по некоторым моим инвестициям, – сказал президент красно-белых. – Я мечтаю создать систему, при которой «Спартак» выйдет на самоокупаемость».

И новый стадион – хорошее подспорье для роста выручки клуба, считает он. Ранее предприниматель отмечал, что на новом стадионе пройдут игры розыгрыша Кубка конфедераций 2017 года, а также чемпионата мира 2018 года. По его словам, вокруг стадиона будут строиться новые дороги, разъезды и выезды за счет средств «Спартака».

В итоге от аэропорта Шереметьево можно будет добраться до новой арены всего за 20 минут. Кроме того, активно строится станция метро «Спартак», и ее открытие можно ожидать к концу 2013 года.

Впервые о планах провести IPO «Спартака» Федун заявил еще в октябре 2004 года. Тогда он говорил о желании выйти на биржу через год-два. «Такая у нас идея фикс – часть пакета продать через биржу, чтобы подтвердить вложенные деньги», – говорил он. Тогда он признавался, что ему принадлежат 20% акций московского клуба «Спартак».

Интерес к акциям «Спартака» не раз проявлял совладелец «Альфа-групп» Петр Авен. По словам Авена, он призывал Федуна разделить этот проект с несколькими инвесторами, однако тот отказывался по крайней мере до тех пор, пока не будет достроен стадион.

«У «Спартака», безусловно, есть потенциал увеличить доходы от проведения матчей за счет появления нового стадиона», – говорит газете ВЗГЛЯД партнер компании Deloitte Шариф Галеев. Однако надо понимать, что стадион используется под домашние игры клуба около 25–30 раз в год, в зависимости от успехов в турнирах, поэтому, помимо самих матчей, на стадионе стоит проводить другие массовые культурные и спортивные мероприятия, чтобы повысить окупаемость вложений в объект. Да и заполняемость стадиона во время матчей в течение всего сезона может быть серьезной задачей, добавляет эксперт.

В пример можно привести украинский «Шахтер», который в 2009 году переехал на новый стадион «Донбасс Арена», вмещающий более 50 тыс. человек. Владелец клуба Ринат Ахметов вложил в его строительство 320 млн евро. «Переезд на новый стадион стал катализатором значительного скачка посещаемости, как это регулярно происходит в Западной Европе», – говорится в отчете Deloitte. «Донбасс Арена» включает в себя конгресс-центр и большое количество ресторанов, что позволяет клубу увеличить доходы от коммерческой деятельности и не в дни матчей.

Исполнение мечты

Удастся ли «Спартаку» реализовать план Федуна – повысить выручку в два–три раза и выйти на самоокупаемость, – эксперты предсказать не берутся, так как структура выручки и конкретная стратегия не раскрываются. Однако даже если этот план реализовать не получится, то это не будет означать отказ от проведения IPO футбольного клуба.

«Футбольный клуб – это специфический актив. Надо учитывать одну особенность. Инвесторы, которые любят этот клуб и являются его поклонниками, будут готовы вложиться хотя бы в одну акцию вне зависимости от финансового состояния клуба. Не стоит ожидать от футбольного клуба определенной нормы прибыли, при которой целесообразно проводить IPO. Это тактика применима для обычных компаний, но не всегда для футбольных клубов», – считает Шариф Галеев.

«Для меня «Спартак» – это социальная миссия. Это исполнение моей мечты. Это очень важно для меня и моей семьи», – рассказывает Федун. Российский бизнесмен сравнил себя с основателем Microsoft Биллом Гейтсом, который обещает направить большую свою часть на благотворительность.

Для меня «Спартак» – это социальная миссия. Это исполнение моей мечты. Это очень важно для меня и моей семьи

«Спартак» – очень известный клуб, и, поскольку для многих иностранцев это топ-клуб, он не испытывает таких проблем с приглашением зарубежных – испанских, бразильских, немецких и т. д. – футболистов, как, например, махачкалинский «Анжи», – отметил Федун.

Кроме того, бизнесмен поддержал идею организовать футбольный чемпионат СНГ, которая принадлежит Алексею Миллеру, предправления Газпрома, владеющего «Зенитом». Газпром предлагает инвестировать в новый чемпионат 5 млрд долларов в первые пять лет. Участие в новом соревновании также должно повысить доходы российских футбольных клубов.

Финансовое состояние

Согласно финансовым отчетам, по итогам 2011 года доходы московского «Спартака» выросли на 2,4% до 3,13 млрд рублей. Однако расходы клуба выросли еще больше – почти в три раза до 4,9 млрд рублей (152 млн долларов). В результате после выплаты налогов клуб получил чистый убыток в 1,24 млрд рублей против чистой прибыли в 2010 году в 906 млн рублей. Московский ЦСКА завершил 2011 год также с убытками, которые выросли в девять раз до 839 млн рублей.

По данным отчета Deloitte, у футбольных клубов есть три основных источника получения выручки. Первое – от проведения матчей – главным образом от продажи билетов (включая абонементы и клубные карты). Второе – от трансляции матчей – в рамках как национальных, так и международных турниров. Третий источник доходов – коммерческая выручка, в том числе спонсорские взносы и выручка от продаж атрибутики.

Помимо существенного вклада владельцев, традиционно основные доходы российские клубы получают от спонсоров и коммерческой деятельности, тогда как их доходы от продажи прав на телевизионные трансляции и от проведения матчей сравнительно невелики, говорит партнер компании Deloitte Шариф Галеев. По его словам, доходы от коммерческой деятельности также включают доходы от рекламы, продажи атрибутики, трансфера игроков и участия в международных турнирах.

В итоге доходы российских клубов далеки от сумм, зарабатываемых европейскими клубами. В отчете УЕФА о сравнительном анализе лицензирования клубов говорится, что в сезоне 2009–2010 годов клубы российской футбольной Премьер-лиги имели среднюю выручку в размере 38 млн евро. Для сравнения: выручка мадридского «Реала» за тот же сезон составила 479,5 млн евро, увеличившись на 40,9 млн евро.

Так, три клуба: «Реал Мадрид», «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал» – получают свыше 100 млн евро только от проведения матчей, так как устанавливают высокие цены на билеты и имеют высокий уровень посещаемости. Российский футбол зарабатывает на этом крайне мало из-за низкой посещаемости. По данным Deloitte, средняя посещаемость матчей высших дивизионов в США составляет около 18 тыс. зрителей, в России – чуть более 12 тыс.

Некоторые команды в Европе получают от показов матчей более 50% общей выручки. «Манчестер Юнайтед» в 2009–2010 годах получил выручку от трансляций матчей в 128 млн евро, что составляет 37% от общей выручки в 350 млн евро.

В России телевидение мало заинтересовано в российском футболе. Федеральные телеканалы с большой неохотой допускают футбол на свои частоты. В прайм-тайм показывают только матчи еврокубков и сборной. Доходы, которые получают клубы от показа своих матчей, невысоки. По неофициальным данным, по новому договору с «НТВ-Плюс» Премьер-лига получит за телеправа на три сезона всего около 100 млн долларов. Тогда как английская Премьер-лига за три года получит за показы матчей 3,18 млрд евро, а итальянская Серия А – 2,5 млрд евро.

Коммерческая выручка у того же «Манчестер Юнайтед» в сезоне-2010/11 выросла на 24 млн евро до 114,5 млн евро благодаря соглашениям со спонсорами, в частности с Nike, Telekom Malaysia, Turkish Airlines и DHL. Только по этому показателю российские клубы могут поспорить с зарубежными. Правда, основные доходы дают скорее спонсоры – владельцы российских клубов.

Стоит заметить, что при этом структура и масштаб расходов российских клубов очень напоминают европейские, порой даже превышая их: зарплаты игроков в России не ниже, чем в Европе. Разницу в доходах и расходах покрывают владельцы клубов, среди которых зачастую не только олигархи, но и региональные администрации.

..............