Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

5 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
28 февраля 2013, 19:05 • Экономика

«Понуждать совет директоров»

Независимость Центробанка может быть поставлена под сомнение

«Понуждать совет директоров»
@ РИА "Новости"

Tекст: Ольга Самофалова

Правительство официально подтвердило, что обсуждает возможность вхождения в совет директоров Центробанка своих представителей, правда, без права голоса. Но экономисты все равно опасаются, что это может ударить по независимости Банка России, жесткую монетарную политику которого критикуют некоторые члены кабинета министров.

Правительство обсуждает возможность наделить своих представителей правом инициировать в совете директоров Центробанка обсуждения ограниченного круга вопросов, сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов. При этом члены правительства в совете директоров ЦБ не получат права голоса.

У них не будет определяющего голоса, но они должны иметь ответственность по вопросам наиболее важным для правительства

Такое обсуждение проходит в рамках создания в России финансового мегарегулятора, что подразумевает передачу функций Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Банку России. Решение о мегарегуляторе президент принял в январе.

«У меня на совещании назывались три полномочия, по которым они могут и должны будут высказывать позицию совету так, чтобы совет обязан был рассматривать... то есть у них не будет определяющего голоса, но они должны иметь ответственность по вопросам наиболее важным для правительства, понуждать совет директоров специально рассматривать»,  заявил Шувалов (цитата по РИА «Новости»).

О планах правительства ввести своего представителя в совет директоров ЦБ стало неофициально известно в начале этой недели. При этом источник «Интерфакса» пояснял, что эта идея появилась потому, что ЦБ практически передается часть функций правительства в связи с созданием мегарегулятора.

По его словам, в протоколе к совещанию у Шувалова от 19 февраля есть поручение Минфину при подготовке нормативных актов по присоединению ФСФР к ЦБ предусмотреть сохранение за правительством некоторых полномочий. В частности, полномочия по определению условий пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, формированию и учету обязательств перед застрахованными лицами.

«Имеется в виду, что правительство будет отвечать за социальную часть вопроса, а ЦБ  за вопросы инвестиций»,  пояснил он. Кроме того, за правительством останется реализация федеральных законов об обязательных видах страхования, в которых страховые компании выполняют агентские функции, в том числе по ОМС, добавил собеседник агентства.

Доказал независимость

Сейчас совет директоров ЦБ состоит из 11 человек, и все они  высокопоставленные сотрудники Банка России. Министры финансов и экономического развития принимают участие в заседаниях совета директоров Центробанка, но не являются его представителями. По закону ЦБ имеет особый конституционно-правовой статус, обладая исключительным правом на осуществление денежной эмиссии и обеспечение устойчивости рубля.

Независимость ЦБ в последние месяцы подвергалась проверке на прочность: правительственные чиновники, включая самого Шувалова, главы госбанков и крупного бизнеса неоднократно призывали Центробанк снизить ставки для стимулирования экономического роста. Однако российский регулятор сохраняет нейтральную монетарную политику, ссылаясь на высокие инфляционные риски. Председатель Банка России Сергей Игнатьев отвечал на критику так: главная цель ЦБ – это поддержание ценовой стабильности, поэтому он может пойти на снижение ставок только после замедления инфляции.

Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач считает, что присутствие представителя правительства в совете директоров Центробанка не лишит регулятор независимости в вопросах денежной политики. «Насколько я понимаю, речь шла о введении представителя в части управления пенсионными и страховыми средствами, поскольку ЦБ будет выступать как мегарегулятор. Представитель правительства не будет касаться и не будет голосовать по вопросам, связанным с денежной политикой. В этих вопросах ЦБ будет полностью независимым институтом», цитирует «Прайм» слова Клепача.

Угроза

Однако источник в ЦБ заявил агентству, что это может означать потерю Центробанком независимости. Кроме того, это может также поставить под угрозу зарубежные активы ЦБ в случае предъявления международных судебных исков к правительству.

К примеру, в 2008 году счета Банка России во Франции были арестованы по требованию швейцарской фирмы Noga, имевшей финансовые претензии к правительству России. Однако тогда Центробанку удалось доказать, что он независим и его средства не имеют отношения к кабинету министров. Банк России размещает за рубежом средства международных резервов страны, которые сейчас составляют около 530 млрд долларов.

Какой будет политика ЦБ, сейчас больше зависит от того, кого президент назначит новым председателем ЦБ

«С точки зрения мировой практики решение о включении членов правительства в совет директоров ЦБ довольно необычное»,  соглашается завлабораторией денежно-кредитной политики Института экономической политики Гайдара Павел Трунин.

«С одной стороны, решение выглядит логичным в связи с передачей ЦБ функций ФСФР и созданием мегарегулятора. Правительство не хочет терять влияние на финансовую политику в социальной сфере. С другой стороны, возникает риск, а не будет ли кабмин оказывать влияние на денежно-кредитную политику ЦБ», говорит газете ВЗГЛЯД Трунин.

«Правительству, конечно, хотелось бы влиять на денежно-кредитную политику. В последнее время мы часто слышим критику ЦБ в области процентных ставок и т.д., желание смягчить денежно-кредитную политику. Но по Конституции и закону о ЦБ Банк России независим в своей кредитной политике, и кабмин не может на нее влиять. Из этого получается, что по одним решениям должен быть один совет директоров, по другим  другой состав»,  рассуждает Трунин. Однако как будет все это действовать на практике, пока никто не знает, поэтому и возникают сомнения.

«Вероятно, самому правительству необходимо участие в политике ЦБ, чтобы иметь большее давление на его руководство с целью добиться смягчения монетарной политики. Кроме того, это напоминает попытки еще большей централизации власти», считает также аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.

По его мнению, «данный шаг будет ущербным для финансовой системы России, поскольку мировая практика показывает, что стабильность национальной финансовой системы во многом зависит от самостоятельности центробанков в вопросах их компетенции, а вовлечение членов правительства в дела может несколько сбить сложившуюся политику в ЦБ».

Изменится ли монетарная политика

«Риск, что ЦБ утратит независимость решений в денежно-кредитной политике, имеется. Однако такой риск есть всегда, ведь закон о ЦБ принят Госдумой, и никто не мешает его поменять. Но пока закон не изменился, мы исходим из того, что независимость ЦБ сохраняется»,  замечает Трунин.

Кроме того, сохраняются сдерживающие механизмы. «Речь может идти не о контроле, а о возможности влияния кабмина на ЦБ, так как основной состав совета директоров Банка России все-таки формируется не членами правительства»,  добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Если бы главная цель была изменить политику ЦБ, то сделать это можно было проще. «Какой будет политика ЦБ, сейчас больше зависит от того, кого президент назначит новым председателем ЦБ, а не от включения членов правительства в совет директоров ЦБ», считает Трунин. Игнатьев, в соответствии с законом, в июне покинет пост главы ЦБ. Возможные кандидатуры на его место назывались пока только неофициально.

По словам Трунина, можно кардинально поменять политику ЦБ, если назначить человека, который расходится во взглядах с нынешним руководством ЦБ, например Сергея Глазьева. Другой вариант оставить все как есть, для этого достаточно назначить главой ЦБ зама Игнатьева Улюкаева. Впрочем, теперь не исключается и третий вариант можно радикально не менять политику ЦБ, но получить контроль через представителей в совете директоров.

Впрочем, сам Шувалов буквально на прошлой неделе уверял, что напряженность по поводу разных подходов ЦБ и правительства несколько преувеличена. «Все понимают, что главным приоритетом ЦБ должен быть не рост (экономики), а стабильность монетарной системы. За рост ответственно правительство», сказал Шувалов в интервью WSJ.

«Президент полагает, что нынешние процентные ставки, конечно, являются бременем для бизнеса, и он открыто об этом заявлял. Однако он ничего не делает для того, чтобы заставить ЦБ изменить свою политику», отметил первый зампред правительства. По его словам, правительство ценит независимость Центробанка и его готовность сохранять монетарную стабильность. «Мы оберегаем статус ЦБ и хотим, чтобы наши суды имели такую же степень независимости», добавил Шувалов.

..............