Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевЕсть на чем сэкономить
Российские самолеты гораздо дешевле производить в Индии
Самолеты Sukhoi Superjet-100 и МС-21 могут начать собирать в Индии. Это позволит снизить их цену на целых 40%. Индия, как выясняется, обладает целым набором условий, делающих производство более выгодным, – и это не только более низкая по сравнению с Россией цена рабочей силы. И Россия, говорят эксперты, от этого только выиграет.
Первые с советских времен новинки отечественной гражданской авиации Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100) и МС-21 могут начать собирать на территории Индии, сообщил директор департамента Азии и Африки Минэкономразвития Евгений Попов перед началом 19-го заседания российско-индийской межправкомиссии по сотрудничеству.
В случае переноса производства на территорию Индии стоимость одной машины может быть сокращена до 40%
По его словам, продвижение российской авиапродукции в Индии, в частности SSJ-100 и МС-21, с возможностью кооперации в производстве является одним из проектов сотрудничества с Индией.
По его словам, в случае переноса производства на территорию Индии, по расчетам индийской стороны, стоимость одной машины может быть сокращена на 40%.
Интересно, что в отчете ОАК по МСФО отмечалось, что дальнейшее производство модификаций SSJ-100, в том числе расширенной базовой версии, после 2018 года может увеличить стоимость на 10% до 863 млн рублей. Сейчас каталожная стоимость SSJ-100, собираемых в Комсомольске-на-Амуре, – 35,4 млн долларов в базовой комплектации.
Цена МС-21, рассчитанных на вместимость от 150 до 210 мест, пока неизвестна. Корпорация «Иркут» еще работает над созданием этого лайнера, который пойдет на замену Ту-154 и Ту-134. Первые поставки этих самолетов заказчикам планируются на 2017 год.
После международного авиасалона МАКС-2013 портфель заказов на МС-21 увеличился на 82 самолета стоимостью почти 6,7 млрд долларов. В частности, «Аэрофлот» заказал 50 таких самолетов. Общий портфель заказов на МС-21 сейчас составляет более 250 самолетов.
В корпорации «Иркут» надеются, что уже к 2020 году этот лайнер начнет завоевывать иностранные рынки, в том числе стран Юго-Восточной Азии, Индии и Европы. Предполагается собирать до 72 машин в год с постепенным наращиванием мощностей.
SSJ-100, созданный ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» при участии Alenia Aermacchi, как известно, уже давно летает. Крупнейшим его заказчиком является «Аэрофлот». Предусмотренный объем продаж на 2013 год – 27 самолетов, компания планировала в 2016 году нарастить производство SSJ-100 до 70 самолетов.
- Авиастроители ждут от МАКСа заказов на 10 млрд долларов
- Производитель Sukhoi Superjet опроверг угрозу банкротства
- Проект Ростеха и Bombardier по сборке самолетов провалился
- Медведеву на МАКС-2013 показали макет самолета МС-21
- Рогозин потребовал возродить национальные бренды в авиации
«Я думаю, что за счет переноса сборочных мощностей в Индию можно получить экономию порядка 15–20% за счет более дешевой рабочей силы. Затраты на энергию сопоставимы с российскими. В целом на себестоимость позитивный эффект будет оказывать девальвация рупии», – считает аналитик Инвесткафе Андрей Шенк.
Кроме квалифицированной, но недорогой по сравнению с российской рабочей силы, в Индии для иностранных инвесторов готова вся инфраструктура, отмечает аналитик «БКС Форекс» Дмитрий Тремасов.
«Каждый индийский штат проводит свою политику региональных льгот для привлечения инвестиций. Могут даже профинансировать часть основного капитала совместного предприятия, дать льготы по земельному налогу вплоть до полного освобождения до полной окупаемости проекта, – рассказывает преимущества производства в Индии Тремасов. – Взамен создаются рабочие места, с которых уплачивается подоходный налог».
«Кроме того, сборочное производство в Индии может получить кредит по льготной ставке в 3–4% годовых. В стране высокая безработица, поэтому власти субсидируют ставки и дают льготы, лишь бы появлялись новые рабочие места», – добавляет экономист.
К тому же и преодоление административных барьеров в Индии будет занимать не слишком много времени из-за наличия местного партнера, замечает Тремасов.
Впрочем, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов не столь однозначно оценивает перспективы переноса производства самолетов из России в Индию. Он соглашается, что теоретически можно снизить стоимость лайнеров за счет более низкой оплаты труда в Индии и более низких расходов на производство (например, из-за отсутствия необходимости отапливать сборочные цеха).
«Но, с другой стороны, в Индии производятся не все комплектующие для самолета, а значит, их придется ввозить из России и, возможно, из других стран. Такое транспортное плечо может оказаться слишком дорогим, и все преимущества Индии будут «съедены», – указывает Дмитрий Баранов.
По его мнению, снижение цены самолета здесь не является главным условием. «Я считаю, что наиболее важным в данном случае является сама возможность создания сборочного производства SSJ в Индии. Это не только укрепление российско-индийского сотрудничества, но и создание своего рода плацдарма для продвижения отечественной авиатехники в Азии, в самом перспективном регионе мира с точки зрения роста воздушных сообщений», – указывает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».
Опасаться конкуренции между самолетами SSJ-100 индийской и российской сборок также не стоит. Как указывает Дмитрий Баранов, ценовая политика индийской площадки обязательно будет согласовываться с Россией, так как наши компании, скорее всего, станут соучредителями данного сборочного СП. И самолеты, собранные в Индии, будут рассчитаны в первую очередь на местный рынок.
«Если спрос на самолеты будет расти, то вырастет и цена, что позволит загружать мощности и в Индии, и в России, однако в случае если конъюнктура рынка будет не столь благоприятной, перенос мощностей в Индию даст возможность снижать цену, при этом оставаясь выше уровня нулевой рентабельности», – указывает Шенк на выгоду создания сборочного завода в Индии.
Риски воровства технологий индийцами также минимальны. «Воровства технологий имеет смысл опасаться в военной технике, где наши позиции сильнее, чем у данных видов самолетов», – отмечает аналитик «БКС Форекс» Дмитрий Тремасов.
«В целом в переносе мощностей нет ничего страшного, это общепринятая практика. Например, в автомобилестроении мощности многих крупных компаний находятся по всему миру, при этом технологии довольно хорошо защищены. В любом случае центр разработки, тестирования и прочие активы, связанные с наукой и разработкой, останутся в России, а в Индии будут лишь сборочные мощности», – объясняет Шенк.