Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

9 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
30 октября 2013, 12:28 • Экономика

Газ во спасение

Российский газ повысит продолжительность жизни в Китае

Газ во спасение
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Муравьев

Экологическая обстановка в Китае, особенно в его северных районах, настолько плоха, что это сильно сказывается на продолжительности жизни. Все дело в угле, которым китайцы топят дома. Пекин мог бы поменять уголь на импортный газ, к примеру российский, но не хочет доплачивать.

Хронический дефицит природного газа приводит к тому, что планы Китая отказаться от использования угля для отопления жилых домов и офисных зданий по-прежнему выглядят несбыточными.

За десятки лет использования угля продолжительность жизни там стала меньше примерно на 5,5 лет по сравнению с югом страны

А между тем загрязнение воздуха из-за сжигания угля является серьезной проблемой, особенно в северных районах КНР. За десятки лет использования угля продолжительность жизни там стала меньше примерно на 5,5 лет по сравнению с югом страны. К примеру, в Харбине, городе с населением 11 млн человек, уровень загрязняющих веществ в воздухе в 50 раз превышает рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения, сообщает Reuters.

Зимой, когда холода заставляют топить больше, уровень загрязнения резко возрастает. Даже в столице, Пекине, в январе загрязнение воздуха в 45 раз превышает норму. «Я ожидаю, что мы получим несколько серьезных инцидентов загрязнения в Пекине этой зимой», – говорит директор отдела климатической и энергетической политики Китая Совета по защите природных запасов Элвин Лин.

Китайские города традиционно считаются самыми загрязненными. Фотографии закопченного Харбина, утопающего в смоге, известны во всем мире. С наступлением отопительного сезона в районе начинают работать котельные на угле, которые выбрасывают в воздух тонны загрязняющих веществ. И подобных станций, обеспечивающих центральное отопление, на севере страны очень много. Некоторые вырабатывают попутно электроэнергию, но по большей части они просто жгут уголь для производства пара, который поступает в трубы отопления.

Таковы последствия бурного экономического роста в Китае и резкого увеличения городского населения, за которым не успевает перестроиться энергетическая часть. Центральное отопление, зависящее от угля, на севере страны начало создаваться в 50-е годы прошлого века и охватило весь район к середине 80-х. Это все, что могло позволить себе государство в те времена. На юге больше распространены электрические обогреватели.

Также на севере широко используются небольшие котельные и обычные печи, которые вносят существенный вклад в загрязнение воздуха, поскольку на центральное отопление в том же Харбине приходится 65% всего тепла, получаемого жителями. Остальную часть они обеспечивают сами, не особо затрудняясь вопросами экологии.

У Китая, конечно, есть планы понизить долю ископаемых источников энергии. Но они достаточно скромные. К 2017 году эта доля должна сократиться до 65% против 66,8% в 2012 году. Но проблема в том, что уголь обеспечивает не только теплом, но и электроэнергией. Стремительно растущая экономика не дает возможности сделать передышку, потребности в электричестве только растут.

Китай склоняется к тому, чтобы заменять уголь природным газом. Но здесь также существуют серьезные затруднения, собственного газа Китаю не хватит на то, чтобы хоть как-то компенсировать выпадение угольных мощностей. «Сегодняшний уровень добычи, возможно, гарантирует снабжение таких городов, как Пекин, но если вы захотите использовать газ на севере, с этим возникнут проблемы», – сказал эксперт по возобновляемым источникам энергии Тао Гуанцзян.

Рост дефицита газа этой зимой оценивается в 10% по сравнению с прошлым годом. Председатель совета директоров PetroChina Чжоу Цзипин заявлял ранее, что стране понадобится четыре или пять лет для того, чтобы построить новые мощности газоснабжения, и этого все равно не хватит, чтобы удовлетворить спрос. «Для того чтобы вся страна перешла на газ, понадобится несколько десятилетий», – говорит Элвин Лин.

За девять месяцев текущего года потребность в природном газе в стране выросла на 13,5%, что на 4,3% выше роста производства. Для того чтобы снизить выбросы в Пекине, столицу подключают к электрическим мощностям в соседних районах. К 2017 году 70% электроэнергии Пекин должен получать именно оттуда. Но в этих районах работают угольные станции, так что проблема не решается вовсе.

Правительство Китая обещает увеличить использование газа до 230 млрд кубометров к 2015 году, что вдвое больше уровня 2010 года. Но собственной добычей здесь не справиться. Китай, который в данный момент не производит сланцевый газ в коммерческих масштабах, поставил себе цель добывать к 2020 году 80 млрд кубометров топлива. Однако специалисты крайне скептически оценивают такие планы.

Решением может быть импорт газа, но поставщики не слишком охотно идут на сделки с Китаем, поскольку тот упрямо держит цены на газ на низком уровне для того, чтобы не разгонять инфляцию. Специалисты утверждают, что у Китая есть только один вариант – либерализовать цены на газ. Тогда и добыча газа, и поставки из-за рубежа станут более привлекательными.

По прогнозам IEA, спрос на газ в Китае к 2035 году увеличится до 634 млрд кубометров. Причем импорт природного газа Китаем к 2030–2035 годам вырастет до 200–300 млрд кубометров. Аналитики считают, что такой ситуацией обязана воспользоваться и Россия. «С такими резкими темпами роста потребления газа в Китае Россия имеет все шансы занять определенную нишу на китайском рынке газа», – говорила газете ВЗГЛЯД аналитик Инвесткафе Юлия Войтович.

Собственно, два государства много делают для того, что наладить газовое сотрудничество. В октябре в Китае побывал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, в результате было подписано несколько соглашений в области энергетики. В частности, НОВАТЭК подписал с PetroChina соглашение о поставке с завода «Ямал СПГ» не менее трех миллионов тонн СПГ в год. В сентябре российская компания подписала договор с CNPC о покупке последней 20% в заводе.

Но главный договор между двумя странами – о поставках газа Газпромом – никак не удается довести до ума уже около восьми лет. И камнем преткновения по-прежнему остается цена. Судя по всему, идет торг, пока стороны договорились о применении в контракте мультипликативной формулы, привязанной к стоимости нефтепродуктов. Министр энергетики РФ Александр Новак говорил, что если контракт будет подписан в этом году, поставки могут начаться в 2018–2020 году с выходом на максимальный объем в 38 млрд кубометров газа в год. Поставки газа должны пойти по восточному маршруту – через газопровод из Якутии «Сила Сибири», который еще предстоит построить.

..............