Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
28 октября 2013, 20:20 • Экономика

А есть и польза

Газпром признал Третий энергопакет ЕС выгодным для себя

А есть и польза
@ gazprom.ru

Tекст: Ольга Самофалова

Некоторые нормы Третьего энергопакета ЕС оказываются выгодными для Газпрома, рассказали в монополии. Раньше Газпром выступал лишь с критикой этого закона. Однако риск потерять контроль над европейскими трубопроводами, на строительство которых Газпром тратит миллиарды евро, сохраняется. Впрочем, смена негативной риторики может говорить о скором разрешении проблемы.

Газпром получил новые возможности на европейском рынке газа в рамках либерализации газотранспортной системы ЕС, считает начальник подразделения по вопросам регулирования рынка Gazprom Marketing & Trading Алекс Барнс, статья которого опубликована в журнале «Газпром».

Газпрому станет проще самостоятельно поставлять газ на электростанции, что важно, так как он активно выходит на рынок электрогенерации

Новые правила закреплены в Третьем энергетическом пакете ЕС, который был принят в 2009 году и вступил в силу в 2011 году. Однако потребовалось время, чтобы адаптировать национальные законодательства стран ЕС к общему правилу союза.

По мнению Барнса, изменения в порядке резервирования мощностей транспортной системы позволят Газпрому оптимизировать затраты и получить дополнительные доходы.

Во-первых, согласно новым правилам, мощности больше не продаются в соответствии со схемой «от пункта А до пункта Б» (например, от границы до электростанции), теперь будет работать система «на входе/выходе». То есть сначала газ должен попасть на торговую площадку, компании резервируют мощности «на входе», а также мощности «на выходе», чтобы осуществить поставку газа потребителю (электростанциям, муниципальным предприятиям, крупным производствам).

Благодаря этому доступ Газпрома на европейский рынок расширится, считает Барнс. Он поясняет, что раньше российская компания зависела от продаж нескольким крупным клиентам, которые, в свою очередь, продавали газ конечным газораспределительным компаниям и конечным пользователям. Газпром не мог получить доступ к этим клиентам, потому что не мог забронировать мощности, необходимые для поставки газа им напрямую.

При новой системе, организованной по принципу «вход-выход» и основанной на газораспределительных хабах, российская компания может бронировать входные мощности, посредством которых получает доступ к газораспределительным узлам, а уже от них может получить доступ ко всем клиентам на этом рынке – от электростанций и распределительных компаний до мелких потребителей, таких как магазины и домохозяйства.

В частности, Газпрому станет легче самостоятельно поставлять газ на электростанции, что важно, так как он активно выходит на рынок электрогенерации, отметил Барнс.

Во-вторых, новые правила дают российской монополии большие возможности по оптимизации транспортных расходов. Ранее крупные игроки резервировали мощности с учетом пиковых показателей, а это означало, что на протяжении большей части года зарезервированные и оплаченные мощности не использовались. По новым правилам Газпром может зарезервировать больше мощностей на зимние месяцы, когда спрос, вероятно, будет высоким, и меньше – летом.

По мнению Барнса, новые рыночные механизмы и спотовые рынки дают больше гибкости и маневра для поставок газа в регионы, где повышается цена на газ. Однако выгоду из такой ситуации извлекут те компании, у которых есть газ и которые способны реагировать на изменения спроса. Газпром, имеющий доступ к богатым запасам газа в хранилищах и владеющий магистральными трубопроводами, которые могут увеличивать свою пропускную способность, находится в идеальном положении для получения дополнительной прибыли, считает он.

Риски сохраняются

Газпром впервые хвалит требования Третьего энергопакета, называя их выгодными для себя. До сих пор Газпром только критиковал нормы этого документа.

Так, буквально этим летом Газпром пожаловался, что из-за действия Третьего энергопакета не может в полной мере пользоваться газопроводом «Северный поток». По закону ЕС Газпром может использовать только 50% мощностей газопровода Opal, соединяющего конечную точку «Северного потока» на балтийском побережье Германии с Чехией. Вторая половина мощности Opal зарезервирована за другими поставщиками, но физически их нет. Спроса на мощности газопровода Opal со стороны других поставщиков нет, так как у них просто нет газа, пытались донести нелогичность ситуации до ЕК в Газпроме.

Российский газовый гигант недоволен требованием Третьего энергопакета, по которому заниматься добычей, транспортировкой и продажей газа не может одна компания, эти бизнесы должны быть разделены. Это делает инвестиции Газпрома в европейскую газовую инфраструктуру просто невыгодными.

Газпром, который владеет в «Северном» и «Южном потоке» по 50–51% акций, уже потратил и собирается потратить на строительство трубопроводов миллиарды евро. Только на «Северный поток» монополия потратила 4,4 млрд евро (половина всех затрат, включая кредиты). Однако Третий энергопакет создает реальную угрозу потери Газпромом контроля над экспортными европейскими трубопроводами. ЕС может заставить Газпром отказаться от доли в этих проектах. Именно поэтому Россия стремится получить для этих труб в Еврокомиссии статус трансграничной европейской сети, что позволило бы вывести их из-под действия Третьего энергопакета.

Яркий конфликт возник с прибалтийскими странами, которые взялись рьяно выполнять это требование Третьего энергопакета. При этом документ предоставляет отсрочку использования этой нормы для стран с замкнутым рынком, к числу которых как раз относятся Латвия, Эстония и Литва. В руках прибалтийских стран это стало козырем в борьбе с Газпромом за цены на газ. Эстония и Латвия оказались более дальновидными и временно приостановили действие невыгодных Газпрому норм Третьего энергопакета, получив еще в 2011 году скидку на газ в 15%.

С Литвой все оказалось сложнее. Она фактически привела в действие требования Третьего энергопакета, по которым компании не могут одновременно владеть газопроводами и осуществлять поставки газа в одной стране. Вильнюс подготовил закон «О газе», где фактически прописывает лишение Газпрома его газотранспортных сетей в пользу Литвы. Вильнюс проводит реструктуризацию компании Lietuvos dujos (в которой одним из акционеров является Газпром): до 31 октября 2015 года из нее будет выделена компания Amber Grid, которая будет владеть литовской газотранспортной системой (ей передают систему транспортировки газа по закону о природном газе). Сама Lietuvos dujos будет заниматься только поставками газа.

В начале сентября Газпром пошел на уступки республике, впервые заявив о готовности снизить цену на газ. В обмен на скидку Газпром просил учесть его инвестиции в Lietuvos dujos, гарантировать транзит газа в Калининград и отозвать иски к Газпрому в арбитраж Стокгольма. Однако Вильнюс все равно оказался недоволен и отказался смягчить свои позиции.

«Действительно, у этого документа ЕС есть как плюсы, так и минусы для Газпрома. У  Газпрома появляется возможность включиться в конкурентную борьбу за конечного потребителя газа на европейском рынке и оптимизировать затраты при оптимизации загрузки мощностей. С другой стороны, компания хвалит лишь отдельные требования Третьего энергопакета, и это не исключает рисков по другим требованиям, в частности, о том, что газовые мощности надо предоставлять третьим лицам в обязательном порядке», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «Правда, если ЕС присвоит особый статус «Северному» и «Южному потоку», то это решит все проблемы с Третьим энергопакетом ЕС. Останутся только отдельные нюансы, связанные с Прибалтикой. Но там Газпром сейчас договаривает об отсрочке действия этого документа в обмен на скидки», – добавляет он.

«Газпром решил изменить негативную риторику сейчас, видимо, потому что в результате переговоров шансы получить особый статус для российских газопроводов серьезно выросли. Кроме того, постоянная негативная риторика лишь настраивает ЕК против Газпрома, пример тому – антимонопольное расследование в отношении российской газовой монополии. Это попытка пойти навстречу ЕС», – полагает Пикин.

..............