Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
4 комментарияПрисудили 90 миллиардов
На развитие судебной системы выделено свыше 90 млрд рублей
Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил программу по развитию судебной системы до 2020 года. На повышение качества правосудия в России выделяется свыше 90 млрд рублей. Судьи также получат квартиры и новые помещения для работы.
Основная цель программы – повышение качества правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, отмечается в распоряжении, размещенном на сайте правительства.
Российские власти планируют обеспечить судей жильем и предоставить субсидии на жилье работникам аппаратов судов
Новая федеральная целевая программа продолжает предыдущие концепции по развитию судебной системы России на 2002–2006 годы и развитию судебной системы России на 2007–2012 годы.
В рамках программы предполагается информатизация судебной системы, а также внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы, строительство, реконструкция и приобретение зданий судов, ФССП и государственных судебно-экспертных учреждений Минюста.
Кроме того, российские власти планируют обеспечить судей жильем и предоставить субсидии на жилье работникам аппаратов судов. В судах также будет создан архив для хранения электронных документов. Это будет сделано для того, чтобы исключить нарушение прав граждан на ознакомление с материалами судебных дел.
«По результатам программы до 2012 года ожидается достижение показателя обеспеченности помещениями общей площадью 145 кв. метров на одного федерального судью, в арбитражных судах – 111,5 кв. метра», – говорится в ФЦП.
Координатором ФЦП и госзаказчиком выступает Минэкономразвития. Предел финансирования новой программы установлен в размере 90,6 млрд рублей. На реализацию предыдущей программы было заложено 60,7 млрд рублей.
Впрочем, реализация комплекса мер в сфере развития судебной системы пока не оказала позитивного влияния на доверие граждан к правосудию. Это подтверждается данными, получаемыми в ходе опросов общественного мнения. В частности, только 27% россиян доверяют органам правосудия, при этом 38% органам правосудия не доверяют.
- СМИ: Прокуратура усилит контроль над объединенными следственными органами
- Глава КС: Судебная система отягощена пороками
- Таисия Осипова получила 8 лет колонии
- У предпринимателей будет меньше шансов сесть в тюрьму
Мониторинг реализации предыдущей программы, проводимый Минэкономразвития, показал, что сохраняется ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов и отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия.
«Отечественная судебная система с точки зрения организации отправления правосудия выглядит несколько удручающе. Сейчас мировые судьи занимают помещения в бывших детских садах, залы суда не приспособлены для комфортного размещения участников судопроизводства. Многие судьи принимают истцов и ответчиков в помещениях площадью 7 кв. метров. Поэтому в первую очередь необходимо решить вопрос размещения судов», – считает адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев.
Кроме того, по его мнению, следует обратить внимание на информатизацию правосудия. «Пионером в этой области можно назвать Высший арбитражный суд. Все акты арбитражных судов сейчас публикуются в интернете, доступ к ним максимально открыт и прозрачен. Это мотивирует судей на более качественное рассмотрение дел и вынесение обоснованных судебных решений. Любые документы в арбитражный суд можно подать в электронном виде, что экономит деньги и время участника судопроизводства. Кроме того, арбитражные суды сейчас в обязательном порядке ведут аудиопротокол судебного заседания на цифровом диктофоне, что снижает возможности недобросовестных работников судебной системы искажать ход судопроизводства», – замечает эксперт.
Необходимо уделить внимание и надлежащему оповещению участников в электронном виде, добавляет Антон Соничев. «Сейчас суды общей юрисдикции оповещают о процессах путем заказной корреспонденции, что существенно затягивает процесс. На вооружение районные и региональные суды могут взять опыт арбитражных судов – уведомление о процессах через интернет. Отдельного внимания заслуживает возможность оповещения через SMS. Если суды будут уведомлять участников истцов и ответчиков в электронном виде, это существенно сэкономит временные затраты и может разгрузить судейский аппарат», – объяснил газете ВЗГЛЯД эксперт.
«Введение института медиаторов, на мой взгляд, также интересная перспектива для развития судебной системы. Но самое главное, чего хотелось бы достичь в ходе реформирования, – независимость судов и принимаемых ими решений», – говорит управляющий партнер ГК «Содействие бизнес-проектам» Ольга Пономарева. Впрочем, в рамках одной лишь судебной реформы не решить этот вопрос. На это должна быть всеобъемлющая воля государства, это должно стать государственной политикой, найти отражение в реформировании других ветвей власти и государственных систем, считает Ольга Пономарева.
Партнер юридической фирмы «Рябинников & Партнеры» Алексей Фалеев не сомневается, что судебная реформа по программе до 2020 года будет эффективной, если правительство в первую очередь возьмется за решение проблем именно с судами общей юрисдикции. По его словам, важно не только делать огромные вложения в материально-техническую базу, но и не меньшие суммы надо вкладывать в кадровое обеспечение деятельности судов. Однако при таком подходе заложенных правительством 90,6 млрд рублей может не хватить.