Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Все равно денег не хватает»
Белоруссия приостановила продажу золота за рубли
В Белоруссии введены фактические ограничения на продажу золота – теперь этот и другие драгметаллы можно купить только за валюту, но никак не за белорусские рубли. Массовая скупка золота в стране происходит последние недели на фоне ожиданий девальвации национальной валюты. Александр Лукашенко и эксперты по-своему оценили причины валютного кризиса.
С 15 апреля Нацбанк Белоруссии приостановил продажу драгоценных металлов (золота, серебра и платины) за белорусские рубли. На сайте Нацбанка в разделе «прейскурант цен на куплю-продажу драгметаллов» цена их продажи для физических, юридических лиц и банков установлена только в долларах США, передает «Интерфакс».
И банкиры хороши: если вы видите, что такая ситуация, зачем вы выдаете потребительские кредиты (в белорусских рублях)
Нацбанк отмечает резкий рост спроса на драгметаллы в первом квартале этого года. Наибольший всплеск спроса отмечался в марте. К примеру, в марте белорусы купили у Нацбанка 470 кг золота против 209 кг, купленных в январе-феврале. Самым большим спросом пользовались десятиграммовые золотые слитки. Резкий рост спроса на золото в первом квартале этого года в Белоруссии был вызван нехваткой валюты для конвертации рублевых средств, которые население стремится аккумулировать, снимая рублевые депозиты и получая потребительские кредиты в нацвалюте на волне девальвационных ожиданий. Только в первом квартале белорусский рубль упал к корзине валют более чем на 6,5%.
Напомним, что из-за недоверия к национальной валюте и резкого роста торгового дефицита в Белоруссии осенью прошлого года начался ажиотажный спрос на валюту. Люди бросились снимать доллары в банкоматы и обменники. В итоге к середине марта в стране разгорелся валютный кризис. Дефицит валюты привел к тому, что белорусы стали активней скупать золото и другие драгметаллы. Спрос на золото резко увеличился также и со стороны юридических лиц – импортеров, которые могут использовать его для расчетов по своим обязательствам перед поставщиками и для продажи за валюту за пределами Белоруссии. Нацбанк сначала ограничил продажу долларов (с 1 апреля), а теперь и продажу золота, серебра и платины (с 15 апреля).
Правда по-лукашенковски
- Минск обвинил AP в распространении недостоверной информации
- Лукашенко пообещал к лету разрешить валютный кризис
- Белоруссия хочет объединить МАЗ и КамАЗ в Росбелавто
- Алексей Розуван: Белоруссии нужна помощь в расследовании
- Лукашенко: Белоруссия субсидирует каждого россиянина
Тем временем президент Белоруссии Александр Лукашенко в пятницу пожурил правительство и Нацбанк, что они не могут «договориться и принять согласованное решение, пусть даже непопулярное», а ждут президентских указаний, чтобы преодолеть негативные последствия на валютном рынке страны.
Лукашенко уверен, что «своими силами мы можем обойтись с этими проблемами». Ведь «как только «жиманули», так в апреле сразу валютная выручка увеличилась на 20%».
Лукашенко попытался успокоить народ обещанием того, что страна не будет спешить с девальвацией. Ведь решить сложные процессы с помощью одной только девальвации рубля, по его мнению, нельзя. «Вот девальвировали рубль, и все будет нормально. Кому-то будет нормально, а кому-то и не очень. Допустим, сегодня мы дешевле продаем валюту для закупки лекарств, для оплаты природного газа и других жизненно необходимых товаров. Давайте девальвируем. Какая завтра будет цена всего этого?» – объясняет Лукашенко.
По его словам, сейчас динамика на валютном рынке уже неплохая. «В апреле, вот с этого времени на 20% увеличилось поступление валюты. Откуда? Потому что навели железный порядок. Сейчас динамика положительная, поэтому надо ли нам сегодня дергаться? Думаю, нет, надо подождать», – считает белорусский президент.
По словам президента, экономические законы носят объективный характер, и надо все четко просчитывать, прежде чем принимать решения. При этом Лукашенко заметил, что людям надо все понятно рассказывать о сложившейся ситуации.
Как только «жиманули», так в апреле сразу валютная выручка увеличилась на 20%
Обсуждая социально-экономическое положение страны, президент Белоруссии назвал ситуацию в стране парадоксальной. «Рост ВВП за этот год составил рекордные цифры – 11%. Радоваться надо было бы. Промышленность растет на 12%. Но все равно денег не хватает», – пояснил белорусский батька.
За последние несколько месяцев нефть подорожала в два раза, что привело к удорожанию газа, подскочили цены на металлы и другое сырье и ресурсы, заметил Лукашенко. Он поясняет, что людям надо было объяснить, что это не «мы чего-то не понимаем», а что происходит обвальный рост цен на мировых рынках на энергоресурсы и сырье.
Лукашенко назвал еще одну проблему. По его словам, «да, мы начали больше производить, но вопрос стоит в цене производимого». «Нам не хватило произведенного товара, валюты, чтобы оплатить потребляемые ресурсы», – сказал президент. Поэтому, объясняет Лукашенко, стране пришлось принять меры, «чтобы вычленить критический импорт, без которого страна не сможет жить». «Поэтому валюту тратили только на то, без чего страна жить не может», – заявил глава государства.
Одной из причин сложившейся ситуации Лукашенко считает плохое импортозамещение товаров. «Мы же разбосячились до того, что в стране до сих пор не можем производить свои зубочистки, памперсы, тампаксы и прочее. Мы все это завозили за валюту. То есть мы очень плохо занимались импортозамещением», – возмущается Лукашенко. «И когда «жиманули» на валютном рынке, импортеры завыли», – резюмирует президент.
Виноват в ситуации в стране также Нацбанк, который «вовремя не отреагировал на те тенденции, которые происходят в мире», считает Лукашенко.
#{smallinfographicleft=398276}Лукашенко отругал также банки. «И банкиры хороши: если вы видите, что такая ситуация, зачем вы выдаете потребительские кредиты (в белорусских рублях). А люди брали эти кредиты и шли покупать валюту», – разразился Лукашенко.
В конце концов, президент обвинил во всех проблемах еще и белорусских людей. «Но имейте в виду: давить людей не надо, хотя они, прежде всего, создали эту ситуацию», – говорит Лукашенко о валютном кризисе. «Я еще на «Дожинках» (осенью прошлого года) говорил, что в спокойном режиме мы будем жить, и не волнуйтесь. Но если вы создадите ажиотаж, вы получите это. Создали – получили», – говорит белорусский батька. Однако все же «людей упрекать незачем», тут же спохватился белорусский президент, «и мы хороши».
В число виновных он также записал и тех, «кто через так называемые СМИ подбрасывает эти вопросы, создавая ажиотаж». «Мы это должны были предвидеть», – размышляет Лукашенко. Президент пожурил также демократию: «Мы правильным путем шли, и как только начали играться в некую демократию, вот мы и получили результат».
Разобравшись таким образом с причинами случившегося в стране валютного кризиса, Лукашенко потребовал от правительства и Нацбанка работать на валютно-финансовом рынке страны без «резких движений», выработать целенаправленную политику. «Финансы не любят гвалта и резких движений», «да и люди уже, наверное, схватили все, что хотели», поясняет президент.
Экспертное мнение
Причин кризисной ситуации в Белоруссии несколько, отмечает руководитель научно-исследовательского центра «Мизеса» Ярослав Романчук: «Во-первых, несбалансированный платежный баланс, во-вторых, рост цен на энергоресурсы и нефть, а также ликвидация дохода от переработки сырой нефти из России». В рамках Таможенного соглашения Минск получил право беспошлинного ввоза только 6,3 млрд тонн нефти из России, тогда как экспортирует около 20 млн тонн. «Раньше Белоруссия получала прибыль от того, что покупала дешевую сырую нефть в РФ, перерабатывала ее и перепродавала дальше в Западную Европу, а теперь такого расклада нет», – говорит эксперт.
Кроме того, белорусские товары становились все более неконкурентоспособными, что сократило экспорт и объемы внутреннего производства, добавляет эксперт. При этом белорусские власти существенно повысили расходы, не имея на то никаких экономических оснований, говорит Ярослав Романчук.
Все, что сейчас происходит в Белоруссии, вполне соответствует основным положениям экономической теории, уверяет руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. «Основная причина происходящего в том, что были допущены фундаментальные ошибки макроэкономической политики. ВВП вырос на 7% в 2010 году, а заработная плата в долларовом эквиваленте – в 1,5 раза, то есть на 50%. В любой стране при такой ситуации возникнут проблемы. Как итог: рубли есть в стране, а долларов нет. А что еще можно было ожидать?» – не удивляется экономист.
Еще один важный момент, замечает эксперт, – это абсолютно недопустимая скорость повышения доходов. «Если в январе 2010 года средняя заработная плата в Белоруссии равнялась 330 долларам, то в декабре 2010 года – уже 500 долларам», – говорит Леонид Заико.
«Я специально посмотрел американские данные. В США в 1961 году средняя заработная плата тоже составила 330 долларов, а на уровень 500 долларов вышла лишь в 1969 году. То есть Белоруссия в течение 11 месяцев сделала то, что американцы делали в течение девяти лет. Резкий скачок заработной платы привел к тому, что рублей много, а долларов нет. Если мы говорим, что американцы – тупые, то белорусы тогда еще тупее. Вот и все – причина простая», – рассуждает эксперт.
Белорусы жили не по средствам – больше проедали, чем производили, считает экономист. «Это был год президентских выборов, и решили так завоевать сердца избирателей. Ну и через три месяца наступила законная расплата», – говорит Леонид Заико. Это и привело к дефициту торгового баланса в стране, к дисбалансу на финансовых рынках и валютному кризису, отмечает он.
Впрочем, исправить ситуацию, по его мнению, легко. «Первый способ – провести глубокую девальвацию белорусского рубля до 50%. Второй способ – взять деньги в долг в Кремле, больше никто не даст. Взять где-то 2–3 млрд долларов. Сначала надо одолжить деньги, чтобы сбалансировать торговые и денежные потоки, а потом провести макроэкономическую операцию, действовать профессионально, как хирург при вырезании раковой опухоли», – говорит экономист. Белоруссия действительно договаривается с Россией о стабкредите на 1 млрд долларов. Заико уверен, что Белоруссия его получит. «Белорусы сидят на российской нефтяной игле. Россия снимать с иглы Белоруссию не хочет, потому что наркомана легче всего удержать при себе. Ведь как только финансовый наркотик – дешевые нефть и газ – закончатся, Белоруссия сразу уйдет в Европу», – не скрывает эксперт.
Когда Россия даст деньги, существующий денежный разрыв исправится за неделю. Но чтобы исправить ситуацию в целом в Белоруссии, потребуется два–три года, говорит Леонид Заико.