Глеб Простаков Глеб Простаков Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

0 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
13 декабря 2011, 22:50 • Экономика

«России логичней вступить в Киото-2»

Алексей Кокорин: Без Китая и Индии спасти климат невозможно

«России логичней вступить в Киото-2»
@ bellona.ru

Tекст: Ольга Самофалова

«Сейчас неправильно спрашивать: Киото или новое соглашение? Киото – это промежуточный инструмент, который в период подготовки нового соглашения может быть полезен ряду стран», – комментирует итоги ежегодной конференции ООН об изменении климата эксперт Всемирного фонда дикой природы России Алексей Кокорин.

В воскресенье в Дурбане (ЮАР) завершилась ежегодная Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН).

Участники конференции приняли основополагающие решения, что к 2015 году будет подготовлено новое глобальное соглашение. Оно будет действовать с 2020 года, а до этого момента большинство стран будут участвовать во 2-м периоде Киотского протокола. Однако численные параметры действий – уровни снижения выбросов парниковых газов – остались неизменными и слишком слабыми, считает Всемирный фонд дикой природы (WWF).

Пока не будет обязательств по выбросам у Китая и Индии, о снижении выбросов вообще говорить бессмысленно

Киотский протокол был принят в декабре 1997 года как дополнение к РКИК ООН, которое обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. Это первое в мире соглашение об охране окружающей среды, основанное на механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Страны определили для себя количественные обязательства по сокращению выбросов шести типов газа с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Евросоюз взял на себя обязательство до конца 2012 года сократить выбросы на 8%, Япония и Канада – на 6%, страны Восточной Европы и Прибалтики – в среднем на 8%, Россия и Украина – сохранить выбросы на уровне 1990 года.

В рамках статьи 6 Киотского протокола реализуются так называемые проекты совместного осуществления. Это инвестпроекты, направленные на сокращение выбросов между развитыми странами и странами с переходной экономикой, у которых есть конкретные количественные обязательства по Киотскому протоколу. После реализации проекта страна-инвестор получает образовавшиеся в результате единицы сокращения выбросов (ЕСВ).

Первые 15 проектов совместного осуществления были утверждены Минэкономразвития РФ в июле 2010 года, сокращение выбросов при реализации этих проектов составит 30 млн тонн СО2-эквивалента. В ноябре 2010 года Сбербанк закончил экспертизу 58 заявок на 75,6 млн тонн СО2, поданных на второй конкурс. Сейчас Сбербанк проводит третий конкурс. В декабре 2010 года состоялась первая продажа углеводородных квот российской компанией.

#{image=563314}В понедельник Канада заявила, что выходит из Киотского протокола. Теперь стратегию страны в области сокращения выбросов будет определять новое глобальное международное соглашение по климатическим изменениям, которое должно быть согласовано всеми странами к 2015 году.

Россия, США и Япония тоже отказались участвовать во втором периоде Киотского протокола – с 2013-го по 2020 год. При этом к 2013 году РФ обещает выполнить свои обязательства по первому периоду действия протокола. Советник президента РФ по вопросам климата Александр Бедрицкий объяснил отказ тем, что Киотский протокол в существующем виде (а именно без участия ключевых эмитентов) не решает проблемы глобального потепления, не обеспечивает достижение глобальной цели в два градуса, не обеспечивает экологической целостности.

Почему Канада покидает Киотский протокол, почему Россия против вступления в Киото-2 и чем принципиально отличается новое глобальное соглашение от старого? Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал координатор программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин.

ВЗГЛЯД: Почему Канада решила выйти из Киотского протокола?

Алексей Кокорин: Это было давно ожидаемое решение, которое никого не удивило. Причина кроется в том, что Канада приняла на себя завышенные обязательства по снижению выбросов, неправильно экономически просчитала. Канадцы почти сразу стали не укладываться по обязательствам.

Но на глобальный процесс выход Канады из Киото не окажет никакого влияния. Здесь скорее играет роль моральный фактор – плохо, когда из какого-то соглашения кто-то выходит. Но после Дурбана, где были сформированы сроки нового соглашения и все согласились, что Киотский протокол – это промежуточный и экономически слабый документ, который должен действовать только пока готовится новое соглашение, выход Канады не столь важен.

ВЗГЛЯД: Что внесет принципиально нового глобальное соглашение, которое планируется подготовить к 2015 году?

А.К.: По Киотскому соглашению обязательства по снижению выбросов имеются только у развитых стран, а нужно, чтобы они были у всех, что и даст новое соглашение. Пока не будет обязательств по выбросам у Китая и Индии, о снижении выбросов вообще говорить бессмысленно. И Владимир Путин, и другие правы, когда говорят, что Россия не подпишет новое соглашение, если там не будет США и Китая, первой и второй крупнейшей страны по выбросам. Киотский протокол нельзя сопоставлять или считать альтернативой нового соглашения.

Также важно, что в Дурбане был образован новый орган ООН, который разрушает бюрократию. Теперь есть реальная основа для выработки нового соглашения. То, что США не входит в Киотский протокол, будет Россия в Киото-2 или нет, теперь не имеет никакого значения для нового соглашения.

В целом появился иной взгляд на Киото. Сейчас неправильно спрашивать: Киото или новое соглашение? Киото – это промежуточный инструмент, который в период подготовки нового соглашения может быть полезен ряду стран. Поэтому и выход из него Канады печален, но ничего больше из этого не следует.

ВЗГЛЯД: США и Китай согласны на новое соглашение? Как проходили переговоры в Африке?

А.К.: Все формулировки и правовой статус нового соглашения  были решены в последнюю ночь в Дурбане фактически четырьмя сторонами – Евросоюзом, США, Китаем и Индией. Сначала сидели 18 представителей разных стран, в том числе со стороны России – советник президента РФ по вопросам климата Александр Бедрицкий. Но потом он уехал, и от России остался только представитель МИДа.

России не то чтобы совсем все равно. Но это правильно, что о соглашении договариваются именно эти четыре стороны. Дело в том, что по новому соглашению средства будут передаваться от самых богатых самым бедным странам в виде помощи. Главные развитые и развивающиеся страны – это эта четверка. Япония, Россия и Бразилия – это уже второй круг.  Китаю, конечно, вряд ли дадут денег, но Индии дадут. Ведь своими силами Индия выбросы не сократит.

Если бы не было консенсуса у этой четверки, то новое соглашение было бы бессмысленным. Да, сроки по соглашению сдвинулись на 2015 год, но все понимают, что можно разработать соглашение и раньше, но это будет без Китая или США, и какой тогда смысл.

Задержка связана с тем, что ни у Китая, ни у Индии сейчас нет никакого экономически вменяемого сценария, как остановить рост выбросов, не говоря уже о том, как снизить выбросы, чего потребует соглашение.

Схематично получается так: часть денег на реализацию проекта по утилизации попутных газов компания берет в банке, а часть денег – за счет единиц снижения выбросов по Киотскому протоколу

Пока Индия не поймет, как ей удержать выбросы на одном уровне, а на это уйдет несколько лет, она не согласится подписывать новое соглашение. Что они могут сделать сейчас? Они говорят, нам нужен уголь, потому что у нас миллиард людей без современных источников энергии, поэтому мы будем продолжать жечь уголь. Это мы можем позволить себе переходить с угля на газ, а они – нет.

ВЗГЛЯД: Почему Россия выступает против Киотского протокола и Киото-2? Есть ли шанс, что Россия передумает по Киото-2?

А.К.: Для России самое главное, чтобы в новом соглашении крупнейшие развивающиеся страны имели обязательства по снижению выбросов. И, как правильно говорил глава Гидромета Александр Фролов, продление Киото без нового соглашения – это ложный путь. Ради этого можно было жертвовать чем угодно, в том числе и ПСО (проекты совместного осуществления).

Раньше отказ был понятен. Но после Дурбана ситуация кардинально изменилась, теперь намечено новое глобальное соглашение, и для России логичней передумать и вступить в Киото-2. Пока готовится новое соглашение, лучше воспользоваться выигрышными моментами Киотского протокола.

Это прекрасно понимают наши соседи Белоруссия и Казахстан – члены по Таможенному союзу, и Украина. Они с восторгом вступают в Киото-2. Хотя они прекрасно понимают, что объем обязательств Киото-2 покрывает в лучшем случае одну шестую всех глобальных выбросов. Ну и что? Экономически им это выгодно, и они прагматично туда идут. То же самое надо сделать и России. У России есть еще год, чтобы решить, будет ли она в Киото-2. Голосование о поправке к Киотскому соглашению пройдет через год – в декабре 2012 года.

ВЗГЛЯД: Почему Киото-2 экономически выгоден для России и ее соседей?

А.К.: Потому что на Украине уже много проектов совместного осуществления – порядка 160. Белоруссия и Казахстан тоже хотят получить такие проекты. В России сейчас есть примерно 30 одобренных проектов совместного осуществления и еще 60 подано на одобрение. Если Россия не вступит в Киото-2, то большая часть проектов прекратит свое существование. Если  проект без киотских денег будет невыгоден с коммерческой точки зрения, то кто же его будет делать.

Сбербанк заявил, что готов собирать заявки, пока проектов не соберется на 300 тонн СО2. Столько проектов наверно не наберется. Но если представим, что будет более 100 проектов на 120 тонн СО2, то это составит примерно 1 млрд долларов добавочных климатических денег, не заемных, а грантовых. Конечно, 1 млрд долларов на Киото-1 в масштабе экономики России – это мало. В масштабе экономики Украины или Белоруссии – это намного значительней. Но зачем России бросаться этим миллиардом, тоже непонятно. Тем более появляется шанс раскрутить процесс.

И зачем России из-за невступления в Киото-2 подставлять бизнес российских компаний. А ведь в рамках Киотского протокола работают крупные компании, та же Роснефть и другие нефтяники России, это металлургические, энергетические, целлюлозно-бумажные компании.

ВЗГЛЯД: Что это за проекты и насколько важно их сохранить?

А.К.: Реализуется много нужных России проектов по утилизации попутных газов. Известно, что сжигание попутного газа в факелах невыгодно. И хорошо, когда ты можешь исправить ситуацию с меньшими коммерческими потерями, что дает возможность Киотский протокол.

Схематично получается так: к примеру, Роснефть разрабатывает программу по утилизации попутных газов. Часть денег на реализацию проекта компания берет в банке, а часть денег – за счет единиц снижения выбросов по Киотскому протоколу. В России уже одобрено с десяток подобных проектов и подано еще два десятка заявок от Роснефти и других российских нефтяных компаний.

Есть проекты по модернизации энергетического хозяйства. И даже если идет только замена старых газовых установок на новые, это тоже приносит результат.

К сожалению, нет ни одного лесного проекта. Если вы рубите лес так, что 3 кубометра забираете, а 5 кубометров леса остается в виде обрезков, сломанных деревьев и все это сгнивает или сжигается, то ни о каком поглощении СО2 речи идти не может. Это должно быть умное ведение лесного хозяйства. Но кто этим будет заниматься, если действие Киотского соглашения заканчивается через год, а входить в Киото-2 Россия не хочет?

..............