Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

3 комментария
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

6 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
25 августа 2010, 20:52 • Экономика

«Увеличить размер штрафа в несколько раз»

Олег Трудов: Электрички - социальная функция государства

«Увеличить размер штрафа в несколько раз»
@ РИА "Новости"

Tекст: Полина Спелова

«Штраф должен быть кратен стоимости проезда, поскольку его задача – больно бить по карману безбилетника», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД намерение РЖД резко повысить наказание за безбилетный проезд замгендиректора Института проблем естественных монополий Олег Трудов.

Как наказывать «зайцев» (безбилетных пассажиров)?




Результаты

РЖД хотят сократить свои убытки от пригородных перевозок, которые в следующем году могут достигнуть 40 млрд рублей. Этого планируется достичь за счет штрафов.

Нынешние 100 рублей за безбилетный проезд компания считает «символическими» и предлагает штрафовать «зайцев» на 60–80 евро.

Кроме того, РЖД планирует увеличить стоимость проезда в электричках в 1,5 раза. К примеру, повысить стоимость проезда в электричках в Московском регионе на 51% – до 25 рублей за зону.

О том, что является причиной убыточности пригородных электричек, а также можно ли увеличением тарифов и штрафов решить эту проблему, газете ВЗГЛЯД рассказал заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Олег Трудов.

«Тарифы установлены ниже стоимости»

ВЗГЛЯД: РЖД хотят увеличить проезд в пригородных поездах в 1,5 раза. Обосновано ли это, с учетом того, что электричками пользуются люди с небольшим доходом?
Олег Трудов: То, что себестоимость перевозок из года в год растёт, – это факт. Причинами тому являются и рост тарифов на электроэнергию, и инфляция вообще. Другое дело, что проверить обоснованность роста стоимости проезда практически невозможно, поскольку открыто расчёты себестоимости не публикуются.

ВЗГЛЯД: В РЖД говорят о том, что в следующем году убытки от электричек составят 40 млрд рублей. Чем это объясняется?
О. Т.: Главная причина, порождающая убыточность пригородных перевозок, – установление тарифов на проезд ниже его реальной себестоимости. Тарифы устанавливают региональные власти, и делают они это с целью сделать электрички более доступными по цене для населения.

Эта разница между фактическим тарифом и себестоимостью должна компенсироваться из бюджета государства. То есть пригородный перевозчик имеет два основных источника доходов: поступления от оплаты проезда пассажирами и субсидии из бюджета.

При отсутствии безбилетников и наличии субсидий на разницу между
установленным тарифом и фактической себестоимостью убытков быть не должно.

«Пригородные поезда – социальная функция государства»

ВЗГЛЯД: А в Европе электрички так же убыточны?
О. Т.: В Европе организация работы пригородных поездов тоже считается социальной функцией государства. Для этого используется механизм госзаказа на пригородные перевозки. Правительства стран или регионов заказывают у перевозчика работу определённого количества поездов, при этом фиксируется количество вагонов в поезде и расписание движения. Под конкретный объём работы выделяется финансирование из бюджета.

Заместитель  генерального директора ИПЕМ Олег Трудов считает, что только субсидии  государства могут решить проблему убыточности электричек(фото: личный  архив Олега Трудова)

Заместитель генерального директора ИПЕМ Олег Трудов считает, что только субсидии государства могут решить проблему убыточности электричек (фото: личный архив Олега Трудова)

Например, на субсидирование пригородных железнодорожных перевозок в Германии государством тратится ежегодно порядка 6,5–7 млрд евро. Перевозчики при этом находятся под полным контролем, за невыполнение заказанных перевозок, и по количеству, и по их качеству, предусмотрены санкции. В России субсидии составляют 34 млрд рублей – то есть в семь раз меньше, чем в Германии.

ВЗГЛЯД: Сегодня размер штрафа за безбилетный проезд составляет 100 рублей. Адекватна ли эта сумма, если нет, то насколько ее нужно поднять?
О. Т.: Что касается штрафов, то важна не столько его величина, сколько неотвратимость наказания. Бессмысленно ловить «зайцев» при штрафе в 100 рублей – расходы на такой контроль окажутся выше, чем выручка от штрафов.
Штраф должен быть кратен стоимости проезда, поскольку его задача – больно бить по карману безбилетника и предотвращать неоплаченный проезд в дальнейшем.

Вполне разумно увеличить размер штрафа в несколько раз и при этом не забыть о мотивации контролирующих работников, для чего установить такую систему оплаты труда, при которой не будет стимулов брать себе «в карман».

«РЖД брать штрафы не имеет права»

ВЗГЛЯД: Какой объем безбилетников сейчас?
О. Т.: Сегодня доля безбилетников различна от региона к региону: в одних регионах их практически нет (благодаря малому числу поездов и, как следствие, наличию проводника или кассира в каждом вагоне), в других (как в Подмосковье, где поездов и пассажиров настолько много, что всех проверить невозможно) – их доля, с учётом тех, кто покупает билеты не на полное расстояние своего проезда, оценивается в 40–50%.

ВЗГЛЯД: А какая собираемость штрафов сейчас?
О. Т.: Сегодня полномочиями собирать штрафы наделён Ространснадзор, но в его штате нет ревизоров, так что штрафы никто не собирает. РЖД брать штрафы не имеет права вообще, поэтому и поступления от них равны нулю.

ВЗГЛЯД: Можно ли снизить количество «зайцев», установив турникеты на каждой станции?
О. Т.: Турникеты – хорошая вещь на крупных станциях. Они позволяют увеличить выручку, но при этом многие покупают билет только «через турникет» по минимальной стоимости на первую зону, а не на всё расстояние. Лучше, чем ничего, однако проблему безбилетного проезда они не решают. На платформах с низким пассажиропотоком их установка нерентабельна.

ВЗГЛЯД: Как, по-вашему, можно оптимизировать пригородные перевозки, чтобы они были не убыточными для РЖД и не разорительными для потребителей?
О. Т.: Единственный шанс в России вывести пригородные перевозки из глубокого кризиса – выделять на них госсубсидии. При этом также важно установить чёткий и справедливый механизм распределения субсидий из федерального бюджета между субъектами России. Не менее важно повысить прозрачность финансовой деятельности перевозчиков, чтобы их отчётность была всегда доступна, а публикация сведений стала обязательной.

..............