Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
11 комментариев«Сумма вполне достаточна»
Константин Макиенко: Обновление вооруженных сил произойдет
Предполагаемый объем финансирования новой российской госпрограммы вооружений на 2011−2020 годы составит 13 трлн рублей. На эти деньги планируется довести долю новой техники, принятой на вооружение страны, до 70−80%. О том, хватит ли этой суммы на тотальное перевооружение России и на что нужно прежде всего направить финансирование, газете ВЗГЛЯД рассказал замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
− Минобороны планирует, что на финансирование новой российской госпрограммы вооружений на 2011−2020 годы потребуется как минимум 13 трлн рублей. Как вы считаете, этой суммы будет достаточно для модернизации вооруженных сил страны?
Количество новой техники неуклонно стремится к нулю. Закупки не велись с 1992 года
− Если брать цифру 1,3 трлн рублей в год, то получается примерно 32 млрд евро. Считаю, что это нормально с учетом того, что вооружение не обновлялось в течение 16 лет. Однако Минобороны хотело бы больше. Изначально запрашиваемая сумма озвучивалась в 36 трлн рублей.
В принципе, если сумма в 1,3 трлн в году будет выдержана, то это ресурсы, которые позволяют надеяться на то, что обновление вооруженных сил России произойдет.
− Какова доля новой техники сейчас?
− Количество новой техники неуклонно стремится к нулю. Закупки не велись с 1992 года. Они начались только в 2007−2008 годах. Соответственно, напрашивается вопрос, что считать новой техникой. Ведь технику 16-летней давности таковой никак не назовешь.
− В программе поставлена цель – довести долю новой техники в вооружениях России до 70−80%. Как вы считаете, это реально?
− С учетом того, что будут происходить кой-какие сокращения, то вполне. Те же самые вооружения ВВС будет номинально сокращаться. Если сейчас условно насчитывается 1,2 тыс. летательных аппаратов, то с учетом сокращения относительная доля новой техники будет действительно достаточно высокой.
− То есть в целом вы считаете, что суммы в 13 трлн рублей Минобороны хватит и 36 трлн им будет слишком жирно?
− Много денег не бывает никогда. Конечно, разница, по сравнению с запрашиваемой суммой и запланированной, большая. Но и то, что дадут, уже неплохо. Эта сумма вполне достаточна.
− Вместе с тем, по данным Счетной палаты, по объему заданий гособоронзаказ в 2009 году был выполнен лишь на 41,9%, и это притом что профинансирован был полностью. Как на фоне этого Минобороны может требовать на новую программу 13 трлн рублей, не говоря уже о 36 трлн рублей?
− Я предельно скептически отношусь к выводам Счетной палаты, так как знаю, какие там работают «могучие счетоводы». Но в эту тему мне углубляться, извините, не хотелось бы. О выполнении оборонзаказа надо спрашивать у самого Минобороны.
− То есть вы хотите сказать, что в прошлом году оборонзаказ был выполнен на 100%?
− Не знаю, вполне возможно, что срывы были. По разным причинам, в том числе и из-за неэффективной работы промышленного производства. Может быть, потому, что закладывается одна цена, а по факту из-за потребительской инфляции получается другая. В любом случае реальную оценку может дать только заказчик, а в данном случае это Минобороны.
− А на что должны пойти те самые 13 трлн рублей, если они все-таки будут выделены?
− Прежде всего, расходы должны быть сбалансированы. И нельзя считать, что туда можно направить, а сюда не нужно. То есть золотого сечения здесь нет. Общие приоритеты должны быть такими: силы ядерного сдерживания, вслед за ними военно-воздушные силы, причем здесь бы я выделил армейскую авиацию, например ПАК ФА, СУ-35, а также вертолеты.