Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариевГазовое слияние
"Южный поток" и Nabucco могут объединиться
Во время конференции в Хьюстоне глава итальянской компании Eni Паоло Скарони предложил подумать об объединении проектов газопроводов «Южный поток» и Nabucco. По мнению управленца, мир сейчас «завален дешевым природным газом», и в нынешних условиях объединение проектов «уменьшило бы инвестиции, эксплуатационные затраты и увеличило бы общий доход». Впрочем, по мнению экспертов, в реальности Eni хочет не объединить проекты, а добиться от Газпрома уступок в части инвестиций в «Южный поток», которые в кризис стали тяжким бременем для итальянской компании.
«Сладкая» парочка
Руководитель итальянской нефтегазовой компании Eni Паоло Скарони предложил объединить газопроводы «Южный поток» и Nabucco. Выступая на конференции в Хьюстоне, он отметил, что такое объединение позволит сократить объем инвестиций и операционных расходов, а значит увеличить прибыль ныне конкурирующих газопроводов.
Объединение позволит сократить объем инвестиций и операционных расходов, а значит, увеличить прибыль от конкурирующих газопроводов
«Европа должна увеличивать расходы на инфраструктуру для поставок природного газа потребителям из новых источников в Африке, Туркмении и Казахстане», − цитирует слова главы Eni агентство Bloomberg. Скарони подчеркнул, «если все партнеры примут решение об объединении двух газопроводов на части пути, мы уменьшили бы инвестиции, эксплуатационные затраты и увеличили бы общий доход». По словам Скарони, мир сейчас «завален дешевым природным газом», и реализовывать два дорогостоящих проекта одновременно нецелесообразно.
«Все прекрасно объединяется»
Напомним, «Южный поток» ориентирован на поставку российского и среднеазиатского газа в Европу, и его планируется построить к 2013 году. Газопровод будет проложен по дну Черного моря до Болгарии, после чего его разделят на две ветки: через Грецию на юг Италии и через Сербию и Венгрию в Австрию. Пропускная способность газопровода составит 47−63 млрд кубометров газа в год.
Конкурирующий с «Южным потоком» Nabucco, который должен пролечь в обход России и поставлять среднеазиатский газ через Турцию, управляется консорциумом европейских компаний, включая австрийскую OMV, болгарскую Bulgargaz, турецкую Botas, немецкую RWE, венгерскую MOL и румынскую Transgaz.
Существует ли чисто техническая возможность соединить «Южный поток» и Nabucco? Эксперты полагают, что да. «К этому все и шло, − говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Это будет проект с расширенной ресурсной базой. Тем более что практически все страны Балканского полуострова увлечены этой идеей. Это выгодно и для Газпрома – риски снижаются».
Согласен с коллегой и аналитик «Велес-Капитала» Дмитрий Лютягин. «На бумаге все очень прекрасно объединяется. Там просто будет создано продолжение из двух труб, − комментирует эксперт. − На территории Турции они будут встречаться и потом уже уходить либо в Болгарию, либо в Грецию. И оттуда уже будет идти разветвление. Одно направление − на Италию, второе – в страны Восточной Европы. В принципе, все возможно, вопрос только в желании Газпрома».
России не интересно
И этот вопрос действительно ключевой. Ведь сама идеология «Южного потока» заключается в том, чтобы Россия целиком и полностью контролировала доставку энергоносителей из богатых месторождений Средней Азии в Европу. В случае же объединения проектов монополии придется делиться, причем, скорее всего, она не сможет получить контролирующий пакет в компании, которая будет управлять объединенными газопроводами. А это делает инвестиции в «Южный поток», которые сегодня оцениваются в 20 млрд долларов, абсолютно неоправданными.
Поэтому не стоит удивляться, что российское правительство через пресс-секретаря премьер-министра Владимира Путина Дмитрия Пескова зажгло красный свет перед идеей объединения двух энергосистем.
«Какой из проектов наиболее экономически целесообразен, какой из проектов более выгоден, какой из проектов более жизнеспособен − это покажет время, и покажут многие факторы, − сказал он в интервью радиостанции «Эхо Москвы». − Можно сравнивать два проекта, которые выгодны или невыгодны для инвестиций. А объединение − это, наверное, далеко».
Столь жесткая реакция российских властей по поводу возможного объединения объясняется еще и тем, что в последние месяцы Газпром титаническими усилиями фактически уложил акционеров Nabucco на лопатки. Так, 2 марта этого года Россия подписала соглашение о вхождении Хорватии в «Южный поток», 14 ноября 2009 года Россия договорилась о том же со Словенией, а 19 октября 2009 года правительство Турции разрешило проведение геолого-разведывательных работ в своей экономической зоне Черного моря в интересах реализации российского газопровода.
В то же время у Nabucco дела складываются далеко не так блестяще. Его основной трудностью можно назвать нехватку источников заполнения газопровода. Туркмения, на которую возлагались надежды в начале разработки проекта, предпочла транспортировать свой газ в Китай, а потом пошла на активное сближение с Россией. Азербайджан в одиночку не имеет достаточно газа для обеспечения потребностей газопровода, а сотрудничество с Ираном маловероятно из-за режима международных санкций в отношении этой страны.
Газовый шантаж
Слова Скарони смотрятся особенно неожиданно на фоне того, что итальянская Eni – главный партнер Газпрома по строительству трубопровода «Южный поток», который во всем поддерживал российскую монополию. Впрочем, по мнению экспертов, его хьюстонская речь на самом деле представляет собой не реальное желание объединить две энергосистемы, а намерение, надавив на Газпром, улучшить собственные условия участия в «Южном потоке».
«Окончательное ТЭО проекта будет готово к концу 2010 года, но уже сейчас предварительные расходы Eni оцениваются на уровне 5−6 млрд долларов, − комментирует источник газеты ВЗГЛЯД в Минэнерго. − У компании сейчас большие долги, поэтому, надавливая на Газпром, для которого принципиально важно реализовать «Южный поток», Eni хочет снизить сумму собственных инвестиций, переложив часть расходов на своего российского партнера».