Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

14 комментариев
1 марта 2010, 21:45 • Экономика

«Сидят столько же, сколько при Сталине»

Медведев: Мы облегчим жизнь бизнесу

«Сидят столько же, сколько при Сталине»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Валерия Вдовенкова

В понедельник Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки в Уголовный кодекс, которые смягчают ответственность за экономические преступления. Чтобы остаться на свободе, подозреваемым или обвиняемым предпринимателям скоро достаточно будет внести залог или написать подписку о невыезде. Эксперты положительно оценивают инициативы президента, однако считают, что на них останавливаться нельзя, так как у правоохранительных органов по-прежнему остаются «лазейки» для «закошмаривания» бизнеса.

Залоговые поправки

В понедельник президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, устанавливающие минимальную сумму залога для обвиняемых в экономических преступлениях.

Этот беспредел пора завершать

Согласно поправкам, фигурантам судебного процесса свобода будет стоить от 100 тыс. (преступления небольшой тяжести) до 500 тыс. рублей (серьезные правонарушения). По мнению Медведева, такие суммы «вполне по силам» гражданам, которые привлекаются к ответственности за экономические преступления (на сегодняшний день нижних и верхних планок залога не существует).

Операция «модернизация»

Внесение президентом поправок в понедельник стало логичным следствием пятничного заседания, когда Дмитрий Медведев собрал в Барвихе представителей малого и среднего бизнеса. Тогда глава государства заявил, что их предприятия должны помогать инновационному развитию экономики, а для этого необходимо модернизировать законодательство в части наказаний за преступления в экономической сфере.

Что конкретно предложил президент? Во-первых, он хочет ввести запрет на аресты бизнесменов, подозреваемых или обвиняемых в экономических преступлениях, не связанных с насилием. Теперь милиция лишается права сразу взять под стражу подозреваемых в неуплате налогов: те могут оставить залог или дать подписку о невыезде.

Также президент предложил установить залог для экономических преступлений малой и средней тяжести в 100 тыс. рублей, а для тяжких преступлений − 500 тыс. рублей. В залог будет разрешено брать недвижимое имущество, а также акции и облигации.

Ограничить милицейский произвол

Медведев уверен, предложенные им меры послужат декриминализации общества, помогут в борьбе с коррупцией и улучшат инвестиционный климат. «Надеюсь, то, что я предлагаю, позволит хотя бы частично заблокировать возможность для коррумпированных сотрудников правоохранительных органов использовать «посадки» в тюрьму в рейдерских целях, − сказал президент. − Мы все знаем, таких примеров достаточно. Сажают сначала в зиндан по наводке конкурента, а потом выпускают оттуда за «бабки» − вот что происходит».

Медведев также пообещал, что к списку статей, попадающих под мораторий на арест, должны быть добавлены ст. 159 УК («Мошенничество») и 165 («Причинение ущерба путем обмана»). Как много раз отмечали эксперты, в основном именно эти две статьи − а вовсе не преступления, которые квалифицируются как экономические − чаще всего становятся основанием для уголовного преследования бизнесменов.

Перезревшая проблема

По мнению экспертов, принятие «экономических» поправок в уголовное законодательство, которые бы снизили произвол «оборотней в погонах», назрело давно. Из примерно 3 млн дел, ежегодно возбуждаемых в стране по экономическим преступлениям, до суда доходят 1,2 млн.

Сажают сначала в зиндан по наводке конкурента, а потом выпускают оттуда за «бабки» – вот что происходит

По данным председателя «Деловой России» Евгения Юрьева, из 3 млн бизнесменов, привлеченных в 2009 году к ответственности, в СИЗО отсидели около 700 тыс. невиновных. А генпрокурор Юрий Чайка признал, что залог используется лишь в 0,7% случаев при возбуждении уголовных дел против бизнесменов, а домашний арест − в 0,2%.

«Куда больше?»

Неудивительно, что предпринимательское сообщество «на ура» восприняло инициативы президента. Эксперты отмечают, что бизнесмены – «локомотивы экономики», а их арест зачастую разрушает предприятия и в конечном итоге наносит ущерб стране. Кроме того, на свободе предприниматели смогут избежать злоупотреблений со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Главный экономист ИК «Финам» Александр Осин уверен: вступление в силу президентских поправок приведет к повышению «индекса свободы» российского общества и улучшит инвестиционный климат. «На самом деле, у нас в тюрьмах сидит народу столько, сколько при Сталине сидело – порядка 1 млн человек. Куда еще больше?» − разводит руками эксперт.

Вместе с тем Осин отмечает, что поправки в уголовное законодательство, которые в понедельник внес в Госдуму Дмитрий Медведев, − это только первый шаг в масштабной правовой реформе, без которой малый и средний бизнес не превратить в локомотив развития российской экономики.

«Даже с учетом президентских поправок у правоохранительных органов остаются лазейки влияния на бизнес», − говорит эксперт. По его словам, главное преступление, за которое предприниматели пополняют армию российских заключенных, − это мошенничество. Оно-то как раз в законопроекте и не указано (впрочем, Медведев уже пообещал, что разберется с этим моментом).

«Бизнес оценил то, что сделал Медведев»

А разобраться действительно надо: сегодня за мошенничество судят вчетверо чаще, чем за все экономические преступления, вместе взятые. При этом обвинительные приговоры (более 15 тыс.) звучали в 2009 году в 10 раз чаще, чем оправдательные.

Кроме того, милиция по-прежнему сохранит возможность арестовывать предпринимателей по таким статьям, как «Отмывание денег» и «Контрабанда», поскольку президентские поправки не распространяются на «групповые» составы преступлений. «Милиция будет настаивать на том, что махинации бизнесмен совершал не один, а вместе с компаньоном или бухгалтером, а следовательно, «закошмаривание бизнеса» будет продолжаться», − полагает Осин.

Впрочем, предприниматели отмечают: те поправки, которые внес Медведев, уже дорогого стоят. «Бизнес-сообщество вздохнет спокойнее однозначно! − уверяет вице-президент ОПОРЫ России Владислав Корочкин. − Так должно быть! Ведь нельзя за подозрение в уклонении от уплаты налогов сажать человека в тюрьму. Общественная опасность такого человека сомнительна, поэтому здравого смысла изолировать его от общества на время разбирательства нет совершенно». По его словам, 100 тыс. рублей залога за возможность выйти до суда на свободу − сумма разумная даже для малого бизнеса, а следовательно, предприниматели однозначно положительно воспримут начинания президента.

..............