Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
11 комментариевНефть на двоих
Норвегия призвала Россию поделить Баренцево море
Норвегия хочет определить границы с Россией в Баренцевом море. Об этом в четверг после переговоров с главой МИД России Сергеем Лавровым сообщил глава норвежского внешнеполитического ведомства Йонас Гар Стере. По мнению экспертов, соответствующее соглашение нужно Норвегии намного больше, чем России, что позволит Кремлю получить от этой страны ряд существенных уступок − от помощи в разработке Штокмана до преференций в освоении Арктики и совместной борьбы против Канады.
Нефтяной апельсин
МИД Норвегии предлагает России определить границы в Баренцевом море. Как заявил в четверг глава норвежского внешнеполитического ведомства Йонас Гар Стере, это будет способствовать расширению сотрудничества в энергетической сфере.
Два года назад мы договорились о южной части границы, что, как мне кажется, вдохновило нас на дальнейшую работу
«Пока не установлена граница, Норвегия придерживается мнения, что следует соблюдать осторожность, чтобы не вторгнуться в «серую зону», − сказал Стере в интервью Reuters.
Он отметил, что два года назад Россия и Норвегия уже договорились о южной части границы. «Это, как мне кажется, вдохновило нас на дальнейшую работу, которая идет с тех пор», − сказал он после переговоров с главой МИД России Сергеем Лавровым.
Действительно, в декабре минувшего года российское Министерство природных ресурсов высказалось за сотрудничество с Норвегией в нефтегазовых проектах в Баренцевом море и сообщило, что соглашение о границе может быть достигнуто в 2010 году. Однако в четверг Стере отказался назвать точную дату соглашения.
Спорный район
Такая осторожность иностранного дипломата неудивительна: спорить России и Норвегии действительно есть о чем. «Серая зона», о которой говорит Стере, − это район площадью около 175 тыс. кв. км, в котором, по оценкам специалистов «Роснефти», сосредоточено около 410 миллионов тонн нефти и около 6 триллионов кубометров газа.
Суть спора заключается в том, что, по мнению норвежской стороны, граница должна проходить по срединной линии, каждая точка которой располагается на одинаковом расстоянии от побережий двух стран. Россия же предлагает исходить из так называемого принципа справедливости и использовать западную границу советских полярных владений, установленную постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 года. Это полностью отдает «под юрисдикцию» России Свод Федынского, что Норвегию по понятным причинам решительно не устраивает.
Интересный момент: в начале 1980-х годов Советский Союз начал бурение в «серой зоне» Баренцева моря. Однако после того как заявленный Осло протест поддержали США, руководство Союза решило свернуть работы, чтобы не допустить нагнетания международной обстановки и возможного конфликта.
- Граница на замке
- Граница подозрений
- Путин расширяет малую родину
- Наступление на море
- ФСБ делит море
Выхода нет
По мнению экспертов, приглашение Стере России сесть за стол переговоров означает не что иное, как желание норвежской стороны как можно быстрее оформить статус-кво по Баренцеву морю. Куда этой стране так торопиться? «Посмотрите, в начале 2009 года Норвегия поставляла больше газа на европейский рынок, чем Россия, − объясняет генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. − Однако не надо испытывать иллюзий: она осуществляет поставки из последних сил. Если мы посмотрим на запасы, то их попросту нет! Есть два крупных запущенных месторождения, где сейчас ведется добыча, но они − последнее, что имеет Норвегия в Северных морях».
Соответственно, по мнению эксперта, у Норвегии сейчас просто нет другого выхода, кроме как торопить Россию с разграничением полномочий в Баренцевом море. Ведь нынешнее благополучие этой страны зиждется во многом на доходах от экспорта нефти и газа.
Мне сложно представить людей, которые смогут обвести Путина и Сечина вокруг пальца. Тех, кто пытается это сделать, обычно ждет незавидное будущее
Игра только начинается
Примет ли Россия норвежскую подачу и стоит ли нам уже в этом году ждать итогового соглашения по «водоразделу» Баренцева моря? Большинство экспертов считают, что да. Ведь цейтнот, в котором фактически оказалась Норвегия, открывает России весьма многообещающие возможности для политико-экономического торга.
Какого? «Например, мы сможем получить дополнительные рычаги по ситуации со Штокманом», − полагает Константин Симонов. Напомним, окончательное инвестиционное решение по Штокману отложено в связи со снижением спроса на газ из-за экономического кризиса, поставившего под сомнение экономическую целесообразность проекта, стоимость только первого этапа которого оценивается в 15 млрд долларов.
Соответственно, Россия вполне могла бы добиться выгодных для себя условий участия норвежской Statoil в разработке Штокмана. Пока последняя не проявляет в этом аспекте особого энтузиазма, однако Йонас Гар Стере уже намекнул, что ситуация может поменяться. «Это решение должно быть основано на тщательной оценке, учитывающей финансы, технологии и рыночные прогнозы, а также сочетание всех трех факторов», − заявил глава норвежского МИДа.
Неожиданный союзник
Однако Штокман − далеко не единственный козырь, отдачи которого Россия может потребовать от основательно подсевшей на нефтяную иглу Норвегии. Эксперты уверены: ставки в этой игре могут и должны быть значительно выше. «Сегодня мы видим начальную фазу борьбы за Арктику, − говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. − В ней, по данным геологической службы США, сконцентрировано до 90 млрд баррелей неразведанной нефти и столько же газа, и в борьбу за эти ресурсы уже включились такие страны, как США, Россия, Канада и Норвегия».
При этом наибольшую агрессивность пока проявляет именно Канада − достаточно вспомнить слова премьер-министра этой страны Стивена Харпера, который заявил, что «Арктика − это наша страна, это наша собственность и наше море. Арктика принадлежит Канаде».
«Я не исключаю, что, сев за стол переговоров с норвежцами, Россия потребует не только уступок по Штокману, но и определенных преференций в части арктического шельфа, − полагает источник газеты ВЗГЛЯД в Минэнерго. − Норвежцы, конечно, будут упираться до последнего, но на сделку наверняка пойдут. Во-первых, нефть и газ им нужны не завтра в Арктике, а здесь и сейчас в Баренцевом море, а во-вторых, совместными усилиями будет всяко проще противостоять ведущей себя все более агрессивно Канаде».
«Однако здесь России нужно быть очень осторожной, − предупреждает Константин Симонов. − Не исключаю, что норвежские ребята просто хотят получить дополнительные запасы, попытавшись на словах убедить Россию, что это будет способствовать расширению сотрудничества в энергетической сфере. Нам в этом случае спешить некуда. К демаркации границы в Баренцевом море нужно относиться очень трепетно».
Источник газеты ВЗГЛЯД в Минэнерго считает такие опасения надуманными. «Переговоры с Норвегией по нефтяным запасам будет курировать лично Сечин, а через него и Путин, − говорит источник. − Мне сложно представить людей, которые смогут обвести их вокруг пальца. Тех, кто пытается это сделать, обычно ждет незавидное будущее».