Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариев«Скопировать тоже надо уметь»
Виталий Дубинин: В РФ есть люди, которые бы сделали iPhone
«Изобретение нового мобильного телефона – многолетний плод труда профессионалов индустрии», – говорит гендиректор компании iD-East Виталий Дубинин. Он оценил перспективы показанного Владимиру Путину телефона с навигационной системой ГЛОНАСС/GPS, который разработчики сравнивают с iPhone.
Во вторник глава АФК «Система» Владимир Евтушенков представил премьер-министру России Владимиру Путину первый отечественный телефон-навигатор, соединивший в себе возможности глобальных позиционных систем ГЛОНАСС и GPS. Присутствовавший на встрече вице-премьер Сергей Иванов добавил, что представляемый аппарат «по всем функциям соответствует iPhone-4, но превосходит его по возможностям навигации».
Сейчас интерфейсы всех телефонов примерно одинаковы
В свою очередь эксперты отмечают еще один аспект в освоении производства отечественного телефона-навигатора. По мнению Виталия Дубинина, создание софта для представленного аппарата – не менее грандиозная задача, чем производство чипов по 90-нанометровому технологическому процессу. Об этом он рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Что, кроме «железа», нужно, чтобы российский iPhone заработал?
Виталий Дубинин: Нужны очень большие инвестиции в операционную систему. Операционная система – это залог успеха платформы, потому что есть много хороших технологических платформ – взять ту же Nokia, у которой устаревшие мобильные операционные системы, из-за этого они теряют долю рынка. С другой стороны, Android и iPhone имеют великолепные операционные системы, поэтому они и занимают лидирующее положение на рынке.
Генеральный директор компании iD-East Виталий Дубинин (фото: ruprint.ru) |
ВЗГЛЯД: То есть можно сказать, что информационная система – ключевой фактор успеха?
В. Д.: Здесь все едино. И «железо» должно быть хорошим. Но дело в том, что «железо» достаточно несложно производить. Есть огромный выбор радиомодулей, экранов. Конечно, важно продумать эргономику, но если собирать телефон на нормальных мощностях, то ничего сложного в этом нет.
ВЗГЛЯД: Сколько может стоить разработка операционной системы для представленного Владимиру Путину телефона?
В. Д.: Обычно – миллиарды долларов. Но сейчас есть интересное открытое решение, похожее на Android. Если получить для русского телефона лицензию у Google на эту систему, то это было бы отличным решением. Потому что Android – система не закрытая, в отличие от Blackberry, например. Если писать операционную систему с нуля – это решение неподъемное, это многие миллиарды долларов.
- Путину показали российский аналог iPhone-4
- IT-Forum 2020 обрисовал задачи Сети на будущее
- Apple представила новый iPad
- Создан cамый большой в мире гибкий дисплей
ВЗГЛЯД: Существуют ли какие-либо альтернативы Android?
В. Д.: Можно взять новую операционную систему от Intel, тем более что этот продукт сейчас должен распространяться несложными путями. Другой вопрос, что любую ОС нужно тюнинговать под новый аппарат.
ВЗГЛЯД: В чем сложности этого процесса?
В. Д.: Даже если мы получаем готовую платформу, нам нужно потратить 80% усилий на то, чтобы ей можно было пользоваться. Нужно изобрести гениальный интерфейс. Но проще все скопировать – это тоже надо уметь. Сейчас интерфейсы всех телефонов примерно одинаковы. Посмотрите: iPhone, Samsung Bada, Google Android – у них примерно те же самые принципы разблокировки экрана (провести по экрану пальцем). И в этом нет ничего плохого: не нужно изобретать велосипед. Пользователь привык пользоваться определенными интерфейсными решениями по управлению. Ведь в автомобиль тоже можно установить джойстик, но туда ставят руль, потому что он привычней, и покупают от этого лучше. В телефонах тот же самый принцип. С одной стороны, конечно, я понимаю творческий зуд и желание сделать все по-русски, но его лучше проявить в каком-то другом ключе.
ВЗГЛЯД: В каком?
В. Д.: Можно обеспечить эту платформу контентом, привязать ее к российским операторам связи, вставить туда глонассовский чип и так далее.
ВЗГЛЯД: Какую еще работу необходимо проделать для обеспечения нового аппарата софтом?
#{image=474266}В. Д.: Нужно привязывать аппаратную схему, нужно привязывать аппаратные модули к операционной системе. Это драйверы управления экраном, это драйверы управления клавиатурой. Кроме того, надо будет написать или купить за очень большие деньги драйверы управления Touch Screen. Это необходимо, чтобы управлять аппаратом движением пальцев (свернуть, увеличить, развернуть и прочее). Здесь нужно проделать огромный инженерный труд. То есть создать операционную систему, которая работает с инженерными решениями, а потом на эту операционную систему писать прикладной софт.
ВЗГЛЯД: Кто бы мог заняться подгонкой платформы под новый отечественный телефон? Если ли в России специалисты, способные выполнить эту работу?
В. Д.: Есть пара команд на рынке, которые могли бы на себя это взять. Но это full-time job, это невозможно совмещать с каким-то другим бизнесом. Для этого нужно выделить финансирование и отключить этих людей от мира на год, чтобы они сидели и занимались только этим.
ВЗГЛЯД: Это настолько сложно?
В. Д.: Вы говорите о вещах, по сути, космических. Изобретение нового мобильного телефона, если это не просто какой-то Google, на который поставили нашлепку «Сделано в России», – это многолетний плод труда профессионалов индустрии. И есть огромное количество неуспешных историй на этом рынке. Казалось бы, компания Palm, которая на этом рынке даже не знаю сколько лет, сделала свой Palm Pre. Причем сделали его высокопрофессиональные люди, которые в свое время сделали iPhone. И Palm Pre получился удачным. Но коммерческого успеха он не имел. То есть здесь есть очень тонкая грань между удачным стечением обстоятельств, огромными инвестициями, талантом команды-разработчика. Здесь очень пригодится опыт состоявшихся разработчиков, которые имеют опыт разработки продуктов под несколько платформ.
ВЗГЛЯД: Вы имеете в виду программистов?
В. Д.: Здесь главное – не кодинг. Хороших кодеров, то есть программистов, полно. Но найти того, кто структурирует этот продукт, изобретет его, – это самое сложное. В большинстве случаев программист – это идеальный технарь. Это человек, который копает яму или крутит гайку ключом на 17. Ему нужен именно творческий наставник, который сможет сказать, какой продукт должен быть конечным. Например, в Apple есть Стив Джобс, который представляет продукт, которого нет. Он приходит к программистам и говорит: «Я хочу, чтобы вот это переворачивалось пальцами». Они отвечают: «Это невозможно, есть курсор, клавиатура, надо нажимать на кнопки». – «А я хочу, чтобы это переворачивалось пальцами». Люди уходят на год, потом приходят и говорят: «Стив, мы сделали три штуки, которые позволят тебе переворачивать это пальцами».