Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
29 сентября 2009, 11:05 • Экономика

О моногородах позаботятся

Депрессивные моногорода будут переселять

О моногородах позаботятся
@ Сергей Иванов/ВЗГЛЯД

Tекст: Тимур Мухаматулин

Министерство регионального развития подготовило программу по решению проблем моногородов. Предполагается, что часть их переселят, часть – диверсифицируют. На проблемы таких поселений в 2010 году запланировано потратить 10 млрд рублей. Эксперты уверены: правительство действует правильно. Тем не менее на решение проблемы уйдет 15–25 лет, считает специалист. Выделенных денег может хватить только на безотлагательные нужды.

Министерство регионального развития подготовило документ «Основные направления поддержки монопрофильных городов». Об этом сегодня сообщают «Ведомости».

В России моногородов всего 400, в них проживает 24% населения страны, они дают 40% валового внутреннего продукта

«Проблемы очень сложные, в каждом городе свои, решать их придется не один год», – цитирует издание слова сотрудника министерства Андрея Нещадина.

Поселение попадает в категорию моногорода в случае, если каждый четвертый житель трудится на предприятиях, работающих в рамках единого производственно-технологического процесса, или если на долю этих предприятий приходится более 50% промышленного производства.

По данным ведомства, в России моногородов всего 400, в них проживает 24% населения страны, они дают 40% валового внутреннего продукта. Больше всего моногородов в Ханты-Мансийском автономном округе – там их насчитывается 79. По 38 населенных пунктов относятся к этой категории в Свердловской и Иркутской областях.

Моногорода – это не только маленькие города вокруг лесоперерабатывающего комбината или нефтяной скважины. К ним зачастую относят крупные поселения, такие как Магнитогорск и Нижний Тагил.

Минрегион предполагает, что постоянно необходимо наблюдать за ситуацией в 250–280 моногородах, в 60 ее характеризуют как кризисную, в 17 она может взорваться в любой момент.

В ведомстве предлагается разделить города на депрессивные и прогрессивные. Депрессивным пунктам предстоит переселение, прогрессивные же будут диверсифицироваться. «Есть шансы выжить у четырех типов городов: спутников крупных конгломератов, обладателей уникального потенциала, городов на притрассовых территориях и тех, которые смогут перепрофилироваться под сельское хозяйство с уклоном в крупные агрохолдинги», – говорит Нещадин.

Всего на нужды моногородов в 2010 году из антикризисного фонда будет выделено 10 млрд рублей, еще столько же на строительство может выделить инвестиционный фонд.

Стоит заметить, что проблема моногородов стала общественно актуальной с началом экономического кризиса. Резонанс получили события в городе Пикалево Ленинградской области, проблемы предприятий которого решались на уровне премьер-министра, после того как местные жители перекрыли федеральную трассу.

Кроме того, на грани коллапса оказался дальневосточный поселок Светлогорье, в котором остановился завод «Русский вольфрам».

Сразу после этих событий премьер-министр Владимир Путин поручил создать специальную рабочую группу по этому вопросу. В результате в начале августа 2009 года чиновники сформулировали единые критерии моногорода.

«Кризис высветил проблему моногородов, ставшую общенациональной, поэтому то, что ее сейчас хотят решать долгосрочно, – это плюс», – считает эксперт Института региональной политики Светлана Серебрякова.

По ее мнению, здесь нужная долгосрочная стратегия, с помощью которой можно будет решать не только острые ситуации, но и менять всю систему. «Такая программа может быть рассчитана на 15–25 лет», – отметила Серебрякова.

Говоря о выделяемой сумме, эксперт отметила, что она достаточна – но только на решение неотложных проблем таких поселений. «Этих денег хватит на решение проблем с заработной платой, с отопительным сезоном», – отметила Серебрякова.

..............