Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Саммит в Швейцарии напомнил монолог Жванецкого

Группа «борцов с колониализмом» была в категорическом меньшинстве, все остальные рассуждали, пусть и в разной модальности, про необходимость и неизбежность «участия России» в переговорах.

3 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева От митингов «несогласных» до окопов под Донецком

Отдавшие свои жизни на полях СВО не увидят, каким будет будущее России. Но самим фактом своего бытия и своего поступка они сделали невероятно много для того, чтобы «судьба всего цивилизованного проекта на планете» решилась справедливым образом.

28 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Следующее предложение Киеву будет хуже нынешнего

Путин не случайно озвучил свои предложения именно сейчас. 15-16 июня в Швейцарии проходит конференция по Украине. Российский лидер предложил реалистичный, в отличие от «плана Зеленского», перечень условий для приближения мира.

29 комментариев
16 сентября 2009, 19:33 • Экономика

«Нельзя пинками заставить банки кредитовать»

Гарегин Тосунян: Проблемы, которые были, остаются

«Нельзя пинками заставить банки кредитовать»
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Тимур Мухаматулин

Представители правительства и ЦБ заявили, что острая фаза кризиса закончена. Банкиры согласны с такой оценкой, однако отмечают, что многие проблемы до сих пор не устранены. О том, что нужно сделать для того чтобы банки активнее выдавали кредиты, какие меры предпочтительнее − административные или рыночные, и о том, как важен позитивный настрой для всего рынка, рассказал ВЗГЛЯДу президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян.

− Первый вице-премьер Сергей Шувалов заявил, что «острая фаза кризиса закончена, и мы входим в стадию восстановления». По вашему мнению, эти оценки отражают реальную ситуацию?

Я оцениваю кризис как некое хроническое состояние

− Если говорить об острой фазе кризиса, то эти оценки верны. Но я оцениваю кризис как некое хроническое состояние. С этой точки зрения стоит заметить, что проблемы, которые были, остаются: это высокие процентные ставки, ограниченность ресурсов, и, в целом, неконкурентность целых отраслей нашей экономики. Это, конечно, сказывается на банках.

Есть, тем не менее, и положительные тенденции, а это значит, что негативные ожидания, которые сильно влияли на рынок, теперь не преобладают. Отказ от них позволит экономике нормально развиваться.

− Вице-премьер заявил, что рассчитывает на расширение банками своих кредитных портфелей в течение осени. Насколько это реалистично?

− Это реалистично, если ставка рефинансирования будет продолжать устойчиво и неуклонно снижаться и если будут расширяться инструменты рефинансирования, о чем сегодня также говорилось. Председатель Центробанка говорил о расширении этого набора – что не надо упираться только в залоги. Но расширение кредитования происходит не сразу, это происходит с определенным временным лагом.

Хочу подчеркнуть: административные меры здесь не работают, нельзя пинками или руками прокуратуры заставить банки кредитовать. При умелом применении рыночных мер – я имею в виду, например, снижение ставки рефинансирования, не только формальное, но и реальное, − банки начнут вести себя активнее через 3−6 месяцев. Кроме того, важно понимать, что психологическое состояние заемщиков влияет на ситуацию, поэтому нужно настраивать рынок на позитив.

− Отмечается ли рост потребительского кредитования? Или люди пока не готовы снова брать такие кредиты?

− Нет, объемы потребкредитования в этом году относительно прошлого демонстрируют отрицательную динамику.

− Считаете ли вы оправданным введение рекомендаций, ограничивающих проценты депозитов?

− Нет, я считаю, что административные меры не работают в данной ситуации.

− Вы много говорили о том, что активность российских банков в получении кредитов на Западе связана с тяжелыми условиями займов на внутреннем рынке. Насколько эта проблема сейчас решается? Ощущает ли кто-то ее значение?

− Эта проблема остается нерешенной. Более того, она обострилась − внешний рынок для нас закрылся, там особенно не возьмешь. Такая ситуация создает серьезную угрозу для российской экономики.

− Насколько правительство в данном вопросе «слышит» банки?

− Затрудняюсь сказать. До этого нас услышали по процентной ставке, наверное, кто-то нас слышит и сейчас, но для принятия реальных решений необходимо время.

..............