Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
16 января 2009, 11:30 • Экономика

Жизнь после кризиса

Что будет с миром после финансового кризиса

Жизнь после кризиса
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Муравьев

Экономисты уже пытаются заглянуть по ту сторону финансового кризиса и угадать, как он изменит мировую экономику. Всемирный экономический форум (ВЭФ) выпустил большой доклад «Будущее мировой финансовой системы», посвященный этой проблеме. В нем он предложил четыре сценария. Они достаточно сильно отличаются друг от друга, сказать, который из них реалистичнее, сложно. Хотелось бы, чтоб сбылся оптимистический вариант.

В отчете ВЭФ отмечает, что эпоха мощного роста, длившаяся более двух десятилетий, подошла к концу. Сейчас финансовым институтам приходится работать в условиях сокращения кредитов, замедления экономического развития и усиления влияния государства.

Развитие финансовой системы с 2008-го по 2020 год может пойти по одному из четырех сценариев

Эти и другие факторы, действие которых было запущено кризисом, приведут к изменению картины мировой экономики. Специалисты ВЭФ считают, что развитие финансовой системы с 2008-го по 2020 год может пойти по одному из четырех сценариев.

Первый называется «Финансовый регионализм». Согласно ему, экономика развитых стран – США и Европы – продолжает замедляться. Рост ВВП здесь не превышает 1,2% в год. Параллельно с этим развивающиеся страны наращивают темпы роста. Их ВВП составляет 9% в год. И, чтобы оградить себя от влияния развитых стран, их идей, они разрывают связи с ними, формируя свой блок. США оказываются в изоляции. Их экономическая связь с миром сводится к туризму и покупке энергоресурсов. Вопрос энергетической безопасности становится главным.

Доллар и евро перестают быть единственными резервными валютами. Центр экономики смещается на восток, причем в Азии на лидирующие позиции выходит Китай. Мир, таким образом, распадается на три силы: Демократический торговый альянс, ведомый США, Евросоюз и Восточное интернациональное экономическое сообщество, где лидером выступает Китай.

Второй сценарий носит название «Воссозданный западный центризм». По нему, наоборот, развивающиеся экономики понесут наибольшие потери. И лидерство, как экономическое, так и моральное, сохранят западные страны. Рост мирового ВВП составит 3,6%, причем на развивающиеся страны придется 6%, а на развитые – 3,1%. Будет создан новый наднациональный регулирующий орган. Тем не менее в ходе реформ интересы развивающихся стран не будут учитываться в должной степени.

В результате происходит маргинализация развивающихся рынков. Растут поставки инновационных продуктов и услуг из США и Европы. Такой сценарий предполагает возникновение нового кризиса.

Третий сценарий под названием «Изолированный протекционизм» является самым пессимистичным. Мир раздирают конфликты. Рецессия обрушивается на все страны, и они изолируются друг от друга, преследуют исключительно собственные интересы, предъявляя друг другу претензии, проводя политику протекционизма и популизма. Усиливаются конфликты на почве нехватки энергоресурсов, масло в огонь подливает терроризм и природные катастрофы.

Мировой ВВП снижается до 2,3%. Усиление контроля над капиталом и людскими ресурсами добавляет негатива. Евросоюз к 2014 году распадается из-за противоречий между его членами. Банки национализируются, доверие уходит из мировой экономики.

И четвертый, самый оптимистичный – «Сбалансированная многосторонность». Правда, по нему, сначала экономика впадет в глубокую стагнацию. Мировой ВВП сократится до 2,5%. Но по мере того как США будут сталкиваться все с новыми кризисами, а развивающиеся страны завязнут в своих неразрешимых проблемах, мир осознает, что сотрудничество – единственный шанс выбраться из ямы. Повышается понимание значимости общемирового управления и того, что решать проблемы следует сообща.

Постепенно мировой ВВП увеличивается до 3,6%, причем основной вклад вносят развивающиеся страны. США и ЕС продолжают проходить через стадию борьбы с дефляцией, их ВВП растет медленнее – 1,8%. То есть экономика становится интегрированной, но страны БРИК усиливают свое влияние в мире. Создаются новые, общие принципы риск-менеджмента.

Комментарии экспертов

Кирилл Мартынов, философ, преподаватель НИУ ВШЭ, главный редактор «Мнения.ру»
Кирилл Мартынов, философ, преподаватель НИУ ВШЭ, главный редактор «Мнения.ру»
Самым здравым мне представляется первый сценарий, но и тут есть свои оговорки. Дело в том, что выход на первые позиции Китая произошел довольно давно: по меркам западной экономики – это маленький срок, 10 лет, но, в общем, прошло уже много времени с роста «азиатских тигров». Нужно понимать, что Китай как экономический субъект существует в рамках макрорегиона, куда входят очень сильные экономики Японии, Сингапура, Южной Кореи, Тайваня. Этот регион и может стать альтернативным финансово-экономическим центром в рамках первого сценария. Но только как регион: никакого отдельного Китая. Тому есть одно важное объяснение. <a href=http://actualcomment.ru/done/146.html target=_blank><b>Читать далее</a></b>.

Михаил Хазин, президент компании экономического консультирования «Неокон»
Михаил Хазин, президент компании экономического консультирования «Неокон»
Я считаю, что сценарий валютных зон сегодня - наиболее естественный. Но я склонен думать, что в чистом виде этот сценарий не реализуется, потому что распад будет продолжаться. То есть, иными словами, будет сценарий валютных зон, постепенно переходящий в сценарий локального распада. Я пока не вижу другого варианта. <a href=http://actualcomment.ru/done/146.html target=_blank><b>Читать далее</a></b>.

Леонид Радзиховский, политолог, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД
Леонид Радзиховский, политолог, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД
С моей точки зрения (не экономиста, не геополитика, не футуролога, не философа, а обычного журналиста-обывателя), все эти доклады характеризуют отнюдь не состояние мировой экономики, не ту разруху, которая в сортирах, а ту разруху, которая в головах уважаемых учёных, потому что это какие-то страшилки. Страшилки довольно убогие. В них нет главного – фишки, новой идеи. Они просто собирают те страхи, которые существуют на сегодняшний день и экстраполируют их в будущее. <a href=http://actualcomment.ru/done/146.html target=_blank><b>Читать далее</a></b>.
..............