Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

13 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
16 января 2009, 11:30 • Экономика

Жизнь после кризиса

Что будет с миром после финансового кризиса

Жизнь после кризиса
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Муравьев

Экономисты уже пытаются заглянуть по ту сторону финансового кризиса и угадать, как он изменит мировую экономику. Всемирный экономический форум (ВЭФ) выпустил большой доклад «Будущее мировой финансовой системы», посвященный этой проблеме. В нем он предложил четыре сценария. Они достаточно сильно отличаются друг от друга, сказать, который из них реалистичнее, сложно. Хотелось бы, чтоб сбылся оптимистический вариант.

В отчете ВЭФ отмечает, что эпоха мощного роста, длившаяся более двух десятилетий, подошла к концу. Сейчас финансовым институтам приходится работать в условиях сокращения кредитов, замедления экономического развития и усиления влияния государства.

Развитие финансовой системы с 2008-го по 2020 год может пойти по одному из четырех сценариев

Эти и другие факторы, действие которых было запущено кризисом, приведут к изменению картины мировой экономики. Специалисты ВЭФ считают, что развитие финансовой системы с 2008-го по 2020 год может пойти по одному из четырех сценариев.

Первый называется «Финансовый регионализм». Согласно ему, экономика развитых стран – США и Европы – продолжает замедляться. Рост ВВП здесь не превышает 1,2% в год. Параллельно с этим развивающиеся страны наращивают темпы роста. Их ВВП составляет 9% в год. И, чтобы оградить себя от влияния развитых стран, их идей, они разрывают связи с ними, формируя свой блок. США оказываются в изоляции. Их экономическая связь с миром сводится к туризму и покупке энергоресурсов. Вопрос энергетической безопасности становится главным.

Доллар и евро перестают быть единственными резервными валютами. Центр экономики смещается на восток, причем в Азии на лидирующие позиции выходит Китай. Мир, таким образом, распадается на три силы: Демократический торговый альянс, ведомый США, Евросоюз и Восточное интернациональное экономическое сообщество, где лидером выступает Китай.

Второй сценарий носит название «Воссозданный западный центризм». По нему, наоборот, развивающиеся экономики понесут наибольшие потери. И лидерство, как экономическое, так и моральное, сохранят западные страны. Рост мирового ВВП составит 3,6%, причем на развивающиеся страны придется 6%, а на развитые – 3,1%. Будет создан новый наднациональный регулирующий орган. Тем не менее в ходе реформ интересы развивающихся стран не будут учитываться в должной степени.

В результате происходит маргинализация развивающихся рынков. Растут поставки инновационных продуктов и услуг из США и Европы. Такой сценарий предполагает возникновение нового кризиса.

Третий сценарий под названием «Изолированный протекционизм» является самым пессимистичным. Мир раздирают конфликты. Рецессия обрушивается на все страны, и они изолируются друг от друга, преследуют исключительно собственные интересы, предъявляя друг другу претензии, проводя политику протекционизма и популизма. Усиливаются конфликты на почве нехватки энергоресурсов, масло в огонь подливает терроризм и природные катастрофы.

Мировой ВВП снижается до 2,3%. Усиление контроля над капиталом и людскими ресурсами добавляет негатива. Евросоюз к 2014 году распадается из-за противоречий между его членами. Банки национализируются, доверие уходит из мировой экономики.

И четвертый, самый оптимистичный – «Сбалансированная многосторонность». Правда, по нему, сначала экономика впадет в глубокую стагнацию. Мировой ВВП сократится до 2,5%. Но по мере того как США будут сталкиваться все с новыми кризисами, а развивающиеся страны завязнут в своих неразрешимых проблемах, мир осознает, что сотрудничество – единственный шанс выбраться из ямы. Повышается понимание значимости общемирового управления и того, что решать проблемы следует сообща.

Постепенно мировой ВВП увеличивается до 3,6%, причем основной вклад вносят развивающиеся страны. США и ЕС продолжают проходить через стадию борьбы с дефляцией, их ВВП растет медленнее – 1,8%. То есть экономика становится интегрированной, но страны БРИК усиливают свое влияние в мире. Создаются новые, общие принципы риск-менеджмента.

Комментарии экспертов

Кирилл Мартынов, философ, преподаватель НИУ ВШЭ, главный редактор «Мнения.ру»
Кирилл Мартынов, философ, преподаватель НИУ ВШЭ, главный редактор «Мнения.ру»
Самым здравым мне представляется первый сценарий, но и тут есть свои оговорки. Дело в том, что выход на первые позиции Китая произошел довольно давно: по меркам западной экономики – это маленький срок, 10 лет, но, в общем, прошло уже много времени с роста «азиатских тигров». Нужно понимать, что Китай как экономический субъект существует в рамках макрорегиона, куда входят очень сильные экономики Японии, Сингапура, Южной Кореи, Тайваня. Этот регион и может стать альтернативным финансово-экономическим центром в рамках первого сценария. Но только как регион: никакого отдельного Китая. Тому есть одно важное объяснение. <a href=http://actualcomment.ru/done/146.html target=_blank><b>Читать далее</a></b>.

Михаил Хазин, президент компании экономического консультирования «Неокон»
Михаил Хазин, президент компании экономического консультирования «Неокон»
Я считаю, что сценарий валютных зон сегодня - наиболее естественный. Но я склонен думать, что в чистом виде этот сценарий не реализуется, потому что распад будет продолжаться. То есть, иными словами, будет сценарий валютных зон, постепенно переходящий в сценарий локального распада. Я пока не вижу другого варианта. <a href=http://actualcomment.ru/done/146.html target=_blank><b>Читать далее</a></b>.

Леонид Радзиховский, политолог, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД
Леонид Радзиховский, политолог, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД
С моей точки зрения (не экономиста, не геополитика, не футуролога, не философа, а обычного журналиста-обывателя), все эти доклады характеризуют отнюдь не состояние мировой экономики, не ту разруху, которая в сортирах, а ту разруху, которая в головах уважаемых учёных, потому что это какие-то страшилки. Страшилки довольно убогие. В них нет главного – фишки, новой идеи. Они просто собирают те страхи, которые существуют на сегодняшний день и экстраполируют их в будущее. <a href=http://actualcomment.ru/done/146.html target=_blank><b>Читать далее</a></b>.