Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

18 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

20 комментариев
4 августа 2008, 19:20 • Экономика

Запад аплодирует российской политике

Запад аплодирует российской политике
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ирина Мандрик,
Ольга Лопатникова

В понедельник, одновременно в Лондоне и Москве, звучали высокие оценки российской экономполитике последнего времени. В британской столице вышел номер Financial Times со статьей, основной смысл которой в цитате: «Россия распоряжается своими шальными прибылями лучше, чем многие богатые нефтью страны». В Москве это же говорил директор Всемирного банка по России Клаус Роланд. Повод для подведения итогов – грядущая годовщина дефолта 1998 года.

Десять лет назад в России произошел крупнейший финансовый кризис, нанесший удар по мировым фондовым рынкам. 17 августа 1998 года президент РФ Борис Ельцин заморозил внутренний рынок долгов, ужесточил контроль над валютой и допустил девальвацию рубля.

Владимир Путин и Дмитрий Медведев в своей стране более популярны, чем их западные коллеги у своих сограждан

Миллионы людей потеряли свои сбережения, западные банкиры повернулись к Кремлю спиной, и Россия, казалось, обанкротилась не только в финансовом, но и в политическом смысле, пишет в понедельник Financial Times.

Однако за десять послекризисных лет ситуация в России изменилась кардинально. ВВП, в 1998 году снизившийся на 5%, сегодня растет в стремительном темпе, повышаясь за год в среднем более чем на 6%. Страна смогла выплатить большинство внешних долгов, международные резервы превышают 500 млрд долларов, рубль «очень силен» и в российскую экономику идут иностранные инвестиции.

Это дает право президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру, председателю партии «Единая Россия» Владимиру Путину утверждать, что Россия вернулась в круг самых влиятельных держав мира, пишет Financial Times.

С этим согласен и директор Всемирного банка по России Клаус Роланд. «Думаю, по сравнению с ситуацией 1997–1998 годов, сегодняшнее положение России совершенно иное», – говорил он в понедельник в Москве журналистам.

Как отмечает Financial Times, перерождение России началось в разгар кризиса, поскольку девальвация стала стимулом для отечественного производителя. А после того, как президентом стал Владимир Путин, в стране установилась стабильность.

Одновременно средняя цена на нефть выросла с 12 долларов (в 1998 году) до более чем 125 долларов. В настоящее время прирост прибылей от экспорта нефти и газа течет в российскую казну в виде налоговых отчислений, создавая беспрецедентные возможности не только для обогащения частных лиц, но и для увеличения расходов на общественные нужды. «Будем справедливы: Россия распоряжается своими шальными прибылями лучше, чем многие богатые нефтью страны», – пишет британская газета.

Это привело к тому, что в настоящее время не только богатая часть населения, но и растущий средний класс в России стал жить лучше. Не зря Владимир Путин и Дмитрий Медведев в своей стране более популярны, чем их западные коллеги у своих сограждан, отмечает Financial Times.

Однако, сегодня Россия не так сильна, как хотелось бы. К уровню 1998 года экономические показатели страны вернулись только в прошлом году. При этом средний доход на душу населения в год, измеряемый на основе паритета покупательной способности, составляет всего 14,7 тыс. долларов. Для сравнения: в некогда социалистической Польше он равен 16,3 тыс. долларов.

Чтобы достичь целей, стоящих перед российской экономикой до 2020 года, необходимо правильно распорядиться накопленными резервами. Как считает директора российского отделения Всемирного Банка Клаус Роланд, их необходимо использовать для нужд развития, сообщает сообщает РИА «Новости».

Кроме того, глава российского отделения Всемирного Банка считает, что Россия должна сосредоточиться на борьбе с инфляцией. При этом Клаус Роланд отметил, что Центробанк предпринимает «разумные шаги» в этом направлении.

Как писала газета ВЗГЛЯД, для снижения инфляции ЦБ России на прошлой неделе в четвертый раз за этот год повысил нормативы резервирования по обязательствам российских банков. Таким образом он хочет ограничить приток капитала, который во втором полугодии может заметно увеличиться, в очередной раз подхлестнув рост цен.

В заключение своего выступления, Клаус Роланд отметил, что россиянам самим необходимо повышать грамотность и в сфере финансов, напомнив, что над соответствующим проектом в настоящее время совместно работают Минфин России и Всемирный банк. «Во многих странах люди просто не представляют, что такое долг, что такое проценты. Очень хорошо, что российское общество консервативно в том, что касается долгов», – резюмировал он.

Комментарии экспертов

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики
Кризис 1998 года сказался на экономике России резко отрицательно, в основном пострадали банки, которые брали кредитные займы за рубежом, и отдавать их стало нечем, а также население. Средний класс потерял свои сбережения, а бедные слои, в том числе работающие, испытали на себе колоссальное давление инфляции, которое достигло за год 84%. При этом многие отрасли стали выигрывать. Экономический подъем в России начался с сентября 1998 года. На него повлияли задержка расчетов по платежам, удешевление импорта и девальвация рубля, которые понизили издержки производителей. При этом цены на нефть были не при чем, потому что они начали расти со второй половины 1999 года. Если сравнивать советскую экономику и современную, то некоторые сектора еще не восполнены. К примеру, молока в России производят в 3–4 раза меньше, чем в СССР, но его почему-то хватает. Оно довольно дорогое, но доступное. А в СССР молока было больше, но его не хватало. Значит, больше половины пропадало, или имели место приписки. Другие сектора восстановились практически полностью. По данным Минэкономразвития, дореформенный уровень развития экономики был достигнут в 2007 году. Это случилось даже раньше, хотя и не по всем направлениям производства. Надо сделать поправку на то, что в конце 80-х уровень милитаризации страны был выше и оборонной продукции производили в 6–7 раз больше по сравнению с сегодняшним периодом. Кроме того, производили продукцию, которую люди покупали потому, что больше покупать было нечего – вроде самовзрывающихся телевизоров. Сегодняшняя страна имеет здоровую экономику, а у экономики советского времени не было перспектив, так что кризис 1998 года был неизбежен. На него повлияли бюджетный кризис и сильные международные факторы – обрушение цен на нефть и Азиатский кризис, когда из России стали уходить привлеченные зарубежные капиталы./ВЗГЛЯД

Валерий Хомяков, президент Совета по национальной стратегии
Валерий Хомяков, президент Совета по национальной стратегии
Ситуация 1998 года была неоднозначна. С одной стороны, кризис ударил по импортерам, но с другой – он «взбодрил российскую экономику», в особенности пищевую и текстильную промышленность. Например, ивановские текстильные производители ощутили себя важными фигурами на внутреннем рынке России. Так что, этот кризис дал отечественным производителям толчок к развитию. Если же говорить о нынешнем положении России в мире, то вряд ли она вернула себе прежние позиции. Настоящим финансовым игроком она станет, когда рубль можно будет использовать и обменивать в других странах. Хотя руководство страны говорит о конвертируемости рубля, но пока в этом отношении Россия ущербна, и когда G8 обсуждает финансовые проблемы, ее не приглашают. Прав глава представительства ВБ, когда говорит, что резервы России нужно использовать на развитие экономики и борьбу с инфляцией. Вероятно, лучше было бы наши деньги вкладывать в развитие отечественной экономики, направлять на подъем производства. И в то же время, резонно размещение средств за рубежом. В настоящий момент такие меры оправданы. Если все деньги отдать чиновникам, то они их просто разворуют. И хотя главу Минфина критикуют за то, что он поддерживает размещение денег за границей, но в нынешней ситуации он прав. Вкладывание средств в реальную экономику страны возможно, но под очень жестким контролем и, вероятно, при участии западных инвесторов. Это дало бы дополнительные гарантии того, что средства будут использованы по назначению. Повторения кризиса, подобного 1998 году, ждать не стоит. Потому что пока нет политических оснований для такого кризиса. Нет и серьезных экономических предпосылок. Для того чтобы произошел дефолт, нужно, чтобы действовали люди, близкие к оппозиции, чтобы можно было бы потом обвинить во всем нынешнее правительство и президента. Однако такое сейчас вряд ли возможно. Экономический кризис должен вырасти из социально-политического, как это было в Украине, Грузии и Киргизии, а также в России начала 90-х минувшего века. Надо обратить внимание на такие направления, как электроника, оптика или радиотехника. Но есть более глобальная проблема, угрожающая экономике страны – коррупция. Это злейший враг экономики, как говорит президент Медведев. Никакая отрасль не может при ней развиваться, потому что она глушит любые инициативы. Во многих регионах губернаторы спят и видят, чтобы получить инвестиции на развитие своей территории и направить их в свои карманы. Из этого вытекает другая проблема – вопрос надежности человека у власти на местах, то есть пресловутый кадровый вопрос, без которого нельзя ожидать и экономического развития. Если чиновник в регионе человек честный, то ему можно доверить деньги, которые нужны экономике, как субъекта, так и страны в целом. Это и должно уберечь страну от возможных кризисов в дальнейшем./ВЗГЛЯД
..............