Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевНефть за оружие
Чавес предложил России суперсоюз
Президент РФ Дмитрий Медведев и президент Венесуэлы Уго Чавес провели во вторник переговоры. Основные темы встречи – сотрудничество в военной и нефтегазовой сферах. В сфере оборонки Чавеса прежде всего интересуют танки, системы ПВО и подводные лодки. В то же время Россия заинтересована в совместной разработке нефтяных месторождений Венесуэлы. Во вторник были подписаны соответствующие соглашения между российскими компаниями и Венесуэлой.
Во вторник в подмосковном замке Майендорф прошли переговоры между президентом России Дмитрием Медведевым и президентом Венесуэлы Уго Чавесом.
Как писала газета ВЗГЛЯД, полковник Чавес посещает Россию в рамках турне по ряду латиноамериканских и европейских стран (следующая остановка в Белоруссии). Несколько дней назад, раскрывая подробности поездки в Россию, полковник Чавес назвал ее стратегической.
В ходе встречи в замке Майендорф лидеры двух стран обсудили вопросы экономического и военного сотрудничества между Боливарианской Республикой и Российской Федерацией.
Полковнику Чавесу нравится российское оружие
Венесуэла является крупнейшим покупателем российского оружия в Латинской Америке (сумма контрактов – свыше 4 млрд долларов).
Напомним, что на сегодняшний день этой стране уже поставлено 24 многофункциональных истребителя Су-30МК2, продолжается поставка 34 вертолетов Ми-17В, десяти Ми-35И и трех Ми-26Т. Завершена сделка по автоматам Калашникова – 100 тыс. АК-103 российского производства поступает в подразделения венесуэльской армии. Первую партию «калашей» Уго Чавес лично вручал солдатам. Кроме того, в Венесуэле сейчас строят два завода, где по лицензии будут собирать АК-103 и выпускать к ним боеприпасы.
Венесуэла мечтает о комплексах С-300
ТНК-ВР, Газпром и ЛУКОЙЛ займутся разведкой нефтяных месторождений в Венесуэле
В сфере оборонки Чавеса интересуют прежде всего танки, системы ПВО и подводные лодки. По сведениям из различных источников, военные представители Венесуэлы интересуются российскими системами ПВО всех уровней – от переносных зенитно-ракетных комплексов и малокалиберной зенитной артиллерии до ЗРК дальнего действия С-300, причем последними – особенно как минимум с 2006 года. По словам президента, сейчас лишь несколько объектов на территории Венесуэлы прикрыты установками с радиусом действия 10 км. Новая же система ПВО позволит отслеживать воздушные цели, включая ракеты противника, на расстоянии 200 км, которые могут быть уничтожены за 100 км до подлета к территории Венесуэлы.
Однако Москва не торопится поставлять «трехсотые» Каракасу прежде всего по политическим соображениям – одни слухи о возможном появлении этих высокоэффективных комплексов в том или ином регионе, как правило, вызывают острую и порой неадекватную реакцию как соседних стран, так и США. Между тем эксперты говорят о поставках комплексов меньшей дальности «Тор» как о состоявшейся сделке, пока неясны лишь объемы и состав партии вооружения. Поскольку продемонстрированная на последнем авиасалоне «МАКС» новейшая модификация комплекса «Тор-2МЭ» на колесном шасси еще не завершила полного цикла испытаний, вероятно, первая партия будет состоять из систем «Тор-1М», смонтированных на гусеничном шасси. Возможный объем поставок оценивается по-разному: от 10–12 систем (два дивизиона) до 20.
Российские подлодки нужны Уго Чавесу
С большой вероятностью можно ожидать и контрактов на поставку танков Т-90 – эти боевые машины давно освоены в серийном производстве: проблем с их выпуском в достаточных для экспорта количествах не предвидится.
Сложнее обстоит дело с дизель-электрическими подводными лодками и военно-транспортными самолетами. Уже пару лет подряд венесуэльцы декларируют заинтересованность в приобретении 6 ПЛ. По сведениям источников, близких к Министерству обороны, сделка по продаже трех торпедных противокорабельных ПЛ проекта 636, известных на Западе под кодовым обозначением «усовершенствованная «Клио» (improved Klio), может состояться.
Эти ПЛ третьего поколения, оснащенные 6 торпедными аппаратами, позволят Венесуэле списать две немецкие подлодки класса 209, стоящие на вооружении уже больше 30 лет. А вот универсальных кораблей типа «Амур» (экспортная версия ПЛ проекта 677 «Лада»), которые обладают и ударными возможностями, потенциальным заказчикам придется подождать: строительство «Санкт-Петербурга», головного корабля серии, предназначенного для российского ВМФ, еще не завершено. Как правило, Рособоронэкспорт предлагает заказчикам только те образцы вооружений, которые уже выпускаются серийно или прошли полный цикл испытаний.
Венесуэла «пролетает» мимо российской авиатехники
Вот по этой причине – отсутствие серийного производства – сомнительной кажется и возможность поставок военно-транспортных самолетов Ил-76 и Ил-114. Оба типа производятся на Ташкентском авиационном предприятии им. Чкалова, однако в совершенно ничтожных объемах: в случае с Ил-114 вообще следует говорить об опытном производстве. Планировавшийся ранее перенос выпуска самолетов на Воронежский авиазавод по разным причинам неоправданно затянулся, а изымать машины из резерва ВВС (читай: из частей военно-транспортной авиации) больше нельзя: существующий парк самолетов и так едва обеспечивает потребности российских вооруженных сил. Гораздо ближе к реальности сообщения о возможной продаже партии средних ВТС Ан-72 или Ан-74, которые производятся на воронежском предприятии.
Аналогично обстоят дела и с боевыми вертолетами Ми-28 – первый серийный экземпляр покинет сборочный цех Арсентьевского вертолетного завода не раньше 2009 года. Первые серийные изделия поступят в 14-й центр боевого применения и переучивания личного состава в Липецке, после чего ими планируется перевооружить как минимум два полка ВВС (предварительно известны даже номера этих полков), что произойдет по плану не ранее 2011 года. До перевооружения хотя бы одной российской части на этот тип поставок Ми-28 за рубеж ожидать не стоит, однако, учитывая устойчивый интерес венесуэльцев к этому типу машин, возможно заключение договора о намерениях с российской стороной и даже, по некоторым сведениям, частичное предварительное финансирование будущего заказа.
Чавес за мировую валюту – рубль
Экономическое сотрудничество России и Венесуэлы также наращивает темпы. В 2007 году товарооборот между странами вырос в 2 раза по сравнению с 2006 годом и составил 1,1292 млрд долларов, в том числе экспорт – 1,1167 млрд долларов, импорт – 12,5 млн долларов.
Как отметил Дмитрий Медведев, сотрудничество между Россией и Венесуэлой отличается тем, что ведется корректно. «Наше сотрудничество не направлено против других государств; это взаимовыгодное сотрудничество, в котором заинтересованы народы и России, и Венесуэлы и от которого выигрывают не только наши страны, но и те, кто находится с нами в кооперации, а число таковых растет», – подчеркнул президент РФ, добавив, что «будем работать взаимно, согласованно, корректно».
Как считает Уго Чавес, для более плодотворного развития международных экономических контактов, в том числе между Россией и Венесуэлой, необходимо, чтобы рубль стал мировой валютой. «Мы поддерживаем то, что Вы сказали, – что рубль должен превратиться в мировую валюту», – сказал полковник Чавес. Он считает «замечательным», если рубль станет еще одной мировой валютой в международных делах и международных сделках.
При этом он отметил, что его страна предложила ОПЕК в торговых сделках по нефти уйти от использования доллара.
Медведев за справедливые цены на нефть
Вопросам развития сотрудничества в нефтегазовой сфере Дмитрий Медведев и Уго Чавес уделили особое внимание. «От наших согласованных действий зависит в том числе и обеспечение энергетической безопасности», – уверен российский лидер.
Уго Чавес и Дмитрий Медведев не могли обойти молчанием рост цен на нефть, из-за которого мир оказался на грани топливного кризиса. Глава России уверен, что цены на черное золото должны быть справедливыми. «Цены не должны препятствовать мировому развитию, это совершенно очевидно. Цены должны быть справедливыми, но это не означает, что в отношении этих цен возможны какие-либо соглашения, которые будут навязаны третьим странам», – цитирует его слова РИА «Новости».
Наши идут за венесуэльской нефтью
В преддверии переговоров президентов много говорилось о перспективах российских нефтегазовых компаний в разработке венесуэльских месторождений. Во вторник эти перспективы обрели реальные черты. В присутствии Дмитрия Медведева и Уго Чавеса были подписаны три соглашения о сотрудничестве.
Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС, согласно им ТНК-ВР, Газпром и ЛУКОЙЛ займутся разведкой нефтяных месторождений в Венесуэле.
ТНК-ВР и венесуэльская госкомпания PDVSA договорились о совместном исследовании блока «Айакучо-2» в нефтеносной провинции Ориноко. С российской стороны подпись под документом поставил исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан.
ЛУКОЙЛ продолжит работу на блоке «Хунин-3» в нефтяном поясе Ориноко. Компания не только подписала соглашение с PDVSA о совместном исследовании этого месторождения, но и заключила с венесуэльской госкомпанией меморандум о взаимопонимании. Документы скрепил своей подписью президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.
В то же время Газпром заключил соглашение с PDVSA о проведении сертификации и количественной оценки запасов месторождений блока «Айакучо-3» нефтеносного пояса Ориноко. С российской стороны документ подписал заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев.
С венесуэльской стороны на всех документах была поставлена подпись министра энергетики и нефти, президента госкомпании PDVSA Рафаэля Рамиреса.
Ориноко – нефтяная река
Как считает аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова, для российских нефтедобывающих компаний месторождения Венесуэлы представляют интерес. «Поскольку в России добыча падает, логично, что крупные нефтяные компании пытаются найти перспективные проекты за рубежом», – пояснила она газете ВЗГЛЯД.
По оценке Венесуэлы, в бассейне реки Ориноко запасы углеводородов составляют 235 млн баррелей. «Это очень крупные запасы», – сказала Наталья Мильчакова.
По мнению аналитика, на месторождениях в бассейне Ориноко, скорее всего, будут работать не три российские компании, а четыре: «Думаю, Газпром обязательно привлечет «Газпром нефть» к этому проекту».
По данным Натальи Мильчаковой, в настоящее время наиболее твердая позиция в Венесуэле у ЛУКОЙЛа, поскольку их проект уже готов к запуску. «Компания провела исследования в блоке «Хунин-3» года два назад. Осталось создать СП, где PDVSA, скорее всего, будет иметь контрольный пакет акций, и начать разработку. Не думаю, что на это уйдет много времени», – продолжила аналитик.
У ТНК-ВР и Газпрома ситуация другая. Им вначале придется провести исследования месторождений, чтобы выяснить, насколько перспективна добыча нефти там. «В Венесуэле залежи тяжелой нефти. Она ниже по качеству, и ее труднее перерабатывать, чем легкую нефть», – рассказала Наталья Мильчакова.
Однако особенность месторождений Венесуэлы в том, что на них у компаний низкие издержки при добыче нефти – 2,6–2,7 доллара за баррель. «В Татарстане, к примеру, они составляют 4–5 долларов за баррель», – пояснила аналитик.
«Газовая ОПЕК» не отменена, а отложена
В ходе встречи президентов также была затронута тема «газовой ОПЕК», предложенной Россией в конце апреля на Форуме стран – экспортеров газа. «Решения на эту тему никакого не принято, но считать, что этот вопрос закрыт и исчерпан, – неправильно», – заявил Дмитрий Медведев.
Как считает Наталья Мильчакова, в настоящее время «газовую ОПЕК» чисто технически создать очень сложно. «Газ поставляется по долгосрочным контрактам с фиксированной ценой. К тому же сегодня цены на газ не поддаются рыночному регулированию, они следуют за ценой нефти», – пояснила она.
Но это не значит, что в перспективе поставщики газа не могут объединиться в картель и изменить формулу цены на газ, сделав ее более рыночной. Это станет возможно в том числе, когда производители газа начнут продавать сжиженное голубое золото.