Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевМедведев развязал таджикский узел
Во вторник президент Медведев подписал закон о ратификации соглашений о погашении долгов Таджикистана перед РФ. Эта задача стояла последние восемь лет. Из-за чего российский бизнес не мог развернуться в республике, откуда есть что с выгодой продавать в тот же Китай. С прошлой осени Медведев вплотную занялся таджикским вопросом. Теперь документ подписан. Значит, есть шанс у россиян поучаствовать в экспорте электроэнергии и алюминия из Таджикистана.
Таджики должны были начать погашать долг перед РФ с 2002 года. Но они попросили о реструктуризации долга, о чем через два года и договорились с Россией. Еще несколько лет понадобилось, чтобы оформить договоренности в законы и, наконец, принять их и ратифицировать.
Россия на 70% зависит от импортных бокситов с глиноземом (алюминиевым полуфабрикатом)
Теперь в счет погашения задолженности Таджикистан передаст России в собственность оптико-электронный узел «Нурек». Оставшуюся часть долга – будет инвестировать в строительство Сангтудинской ГЭС–1.
С «Нурека» можно отслеживать космические объекты на высоте до 40 тыс. км. То есть военно-политическое значение достигнутых соглашений очевидно. Не очевиден экономический смысл ратифицированных документов. На первый взгляд, так и вовсе не различим. Но стоит присмотреться внимательнее.
Восемь лет шли переговоры – нормально, когда речь идет о межгосударственных долгах. Если сумма задолженности соответствует статусу обсуждения. Но Таджикистан должен-то всего (на начало 2002 года) 299,7 млн долларов. Это немного даже для страны, где много лет идет почти гражданская война, и совсем «копейки» для России. Значит, переговорный торг шел вовсе не вокруг этих пары сотен – обсуждались вопросы куда более серьезные.
В общем, есть два таких вопроса – электроэнергия и алюминий, вернее – бокситы. При этом производство алюминия как раз и требует громадного количества электроэнергии. Вот тут и всплывают два российских олигарха – экс-глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс и «алюминиевый король» Олег Дерипаска.
Чубайс уже лет десять декларирует необходимость экспорта электроэнергии из России в Европу и Азию. При этом сначала он поддерживал идеи сохранить монополию на экспорт-импорт электроэнергии за «Интер РАО «ЕЭС». В связи с чем многие эксперты полагали, что «Интер» он и возглавит после завершения реформы. Но недавно стало известно, что еще в прошлом году в РАО «ЕЭС России» был подготовлен проект новых принципов торговли электроэнергией между Россией и соседними странами, отменяющий монополию «Интер».
По новому проекту поставщиком энергии будет тот, кто предложит на конкурсе максимальную цену за пропускную способность.
Судя по всему, Анатолий Борисович, лично или через своих ставленников, остается в электроэнергетике, а конкретно – в бизнесе на импортно-экспортных операциях. Перспективы этого бизнеса Чубайс всегда высоко оценивал, а теперь, когда нефть и газ дорожают и дорожают, оценили все.
- Таджикистан обманул МВФ
- Саммит закрыл Таджикистан
- Рахмонов отказал Дерипаске
- Дерипаска в Душанбе
При этом нигде, если не во всём мире, то точно – в Азии, нет ниже себестоимости (благодаря колоссальному переизбытку гидроресурсов) выработки гидроэлектроэнергии, чем в Таджикистане.
Из республики можно экспортировать электричество в Афганистан, Туркмению (откуда Газпром покупает газ), а главное – в Китай, который по всем выкладкам в ближайшие годы даст треть мирового прироста потребления энергии. И в котором уже не смогут обходиться лишь своим углем. Чубайс не мог это всё детально не просчитать. И не спланировать российское участие в торговле таджикским током.
Таджикистан, конечно, тянул, как мог, переговоры по долгу, которые Россия, естественно, увязывала с участием в гидроэнергетике. Но годы шли, а ресурсов для строительства линий электропередачи у таджиков не появлялось.
Таджикистан пытался спекулировать на теме достройки Рогунской ГЭС, чтобы Россия взяла это на себя. Но Россия не спешила тратить на достройку бюджетные деньги. Средства предложил Олег Дерипаска (и на ГЭС, и на строительство алюминиевого завода) в обмен на поставки бокситов.
Дело в том, что Таджикистан занимает одно из первых мест в бывшем СССР по ресурсам высококачественных бокситов, но освоены они только процентов на 25. А Россия на 70% зависит от импортных бокситов с глиноземом (алюминиевым полуфабрикатом). Несколько лет Дерипаска вел переговоры, но в результате они были сорваны, якобы не сошлись в проектной высоте Рогунской ГЭС, Дерипаска хотел построить пониже и подешевле, а таджики настаивали на треть повыше.
Точку в этом споре поставил в конце прошлого года Дмитрий Медведев, который отрезал: Россия не будет тратить бюджетные деньги на достройку плотины, хотите – зовите Дерипаску, не хотите – не надо.
Далее последовали новые переговоры. Переговоры довольно закрытые. Мы знаем только про узел «Нурек» и ГЭС на реке Вахш, которая вырабатывает в месяц 72 млн кВт/ч, а уже через 8 месяцев будет вдвое больше.
Через некоторое время появятся подробности сделки, доля РФ в прибылях от экспорта. То есть с электроэнергией все более-менее понятно. А вот про алюминиевые интересы, получит ли Россия дешевое сырье для производства алюминия, приходится пока судить по косвенным признакам. И они есть.
В последнее время, после разрыва отношений с Дерипаской, стали появляться сведения, что таджикская алюминиевая компания Talko продает свой контрольный пакет индийскому производителю алюминия Nalko. Большинство экспертов оценивали эту информацию как достоверную, хотя и знали, что Talko – унитарное предприятие и не может продавать – формально – пакет. Но в начале июля Talko официально опровергла сделку с индийцами.
Не прошло и двух недель, как Медведев подписал документы о ратификации соглашения по долгам. Дорога для Дерипаски в Таджикистан, похоже, вновь открыта. А Чубайс уже фактически там.