Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

6 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
25 апреля 2006, 17:32 • Экономика

В обход Босфора

Россия обойдет Босфор и Дарданеллы

В обход Босфора
@ GettyImages

Tекст: Эльдар Бадырханов

Учредителями проектной компании по строительству нефтепровода «Бургас – Александруполис» выступят российско-британская ТНК-ВР, Роснефть, Сибнефть и Chevron, сообщил исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Строительство этого нефтепровода позволит ликвидировать напряженность между Турцией и Россией из-за загруженности проливов Босфор и Дарданеллы.

«В ближайшее время будет создана международная проектная компания, в составе учредителей которой будут ТНК-ВР, Роснефть, Сибнефть и Chevron как один из наиболее крупных поставщиков по каспийскому трубопроводу», – цитирует «Интерфакс» директора ТНК-ВР Германа Хана, выступившего во вторник в Москве на V Международном трубопроводном форуме.

Раздраженность турецких властей

Судя по всему, ТНК-ВР, Роснефть, Сибнефть и Chevron фактически создают оператора, который будет строить нефтепровод

Компании пока изучают проект строительства нефтепровода из Болгарии в Грецию «Бургас – Александруполис» начальной мощностью 35 млн. тонн нефти в год с доведением до 60 млн. тонн. Казахский Казмунайгаз также проявил интерес к проекту строительства нефтепровода «Бургас – Александруполис», сообщил президент Транснефти Семен Вайншток.

Маршрут Бургас – Александруполис позволит транспортировать нефть из России, минуя пролив Босфор. Это позволит разгрузить перегруженные сейчас транспортные артерии. После нескольких лет обсуждений 12 апреля текущего года Россия, Греция и Болгария подписали меморандум о реализации проекта.

При этом глава Росэнерго Сергей Оганесян сказал, что проект данного нефтепровода, предусматривающий поставки российской нефти в обход турецких проливов, является «тяжелым по стоимости». Российская сторона, по словам Оганесяна, хотела бы получить налоговые преференции от стран, по территории которых пройдет труба. Соответствующее предложение было, в частности, сделано болгарской стороне.

Строительство нефтепровода «Бургас – Александруполис» протяженностью около 312 км и стоимостью около 700 млн. долларов было инициировано несколько лет назад. Среди инициаторов проекта Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть, ТНК-BP, Транснефть. Недавно появилась информация, что и болгарская компания «Булгаргаз» готова профинансировать до 25% проекта строительства нефтепровода «Бургас – Александруполис».

Аналитик инвестиционного фонда «Олма» Игорь Додонов считает, что стоимость 700 млн. долларов вполне приемлема для российских компаний. «Судя по всему, ТНК-ВР, Роснефть, Сибнефть и Chevron фактически создают оператора, который будет строить нефтепровод. 700 млн. – нормальная стоимость, – сказал Додонов газете ВЗГЛЯД. – Где-то 1-2 млн. долларов на один километр трубы – обычная смета для таких проектов».

«Правда, пока неясно, кто и в каких долях будет финансировать проект, но это вполне по силам этим четырем компаниям без привлечения кого-то еще», – уверен эксперт. Глава российского трубопроводного монополиста Семен Вайншток во вторник на брифинге в Москве заявил, что его компания также предполагает участвовать в этом проекте, но пока только на общественных началах.

«Сегодня мы участвуем в качестве наблюдателя и не предполагаем участвовать деньгами», – сказал Вайншток. При этом, по его мнению, при разработке и реализации проекта потребуется логистический опыт Транснефти и оказание операторских услуг. Он отметил, что, по расчетам компании, тариф по нефтепроводу «Бургас – Александруполис» сопоставим со стоимостью доставки нефти танкерами через проливы Босфор и Дарданеллы.

Однако, по словам Игоря Додонова, транспортировка по трубопроводу обычно обходится как минимум в полтора раза дешевле танкерных перевозок. «Кроме того, сильная загруженность большими танкерами пролива Босфор вызывает раздраженность турецких властей, которые могут в связи с этим принять неблагоприятные для экспортеров меры, – отмечает Додонов. – Так что в любом случае проект будет выгодным для компаний».

Вайншток считает, что планы расширения мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) должны быть увязаны с проектом «Бургас – Александруполис», так как расширение КТК может усугубить проблему загрузки черноморских проливов.

Лавирующие танкеры

Семен Вайншток
Семен Вайншток
Нефтепровод КТК «Тенгиз – Новороссийск» общей протяженностью 1580 км соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. В 2005 году КТК увеличил отгрузку нефти на экспорт на 35,5% по сравнению с предыдущим годом – до 30 млн. 502 тыс. тонн (237,6 млн. баррелей).

Проект расширения мощности КТК до 67 млн. тонн в год включает проектировку и строительство 10 новых перекачивающих станций, увеличение существующих резервуаров для хранения дополнительных 480 тыс. тонн нефти, а также сооружение третьего выносного причального устройства на Черном море. Доли участия правительств – основателей КТК распределяются следующим образом: Россия – 24%, Казахстан – 19%, Султанат Оман – 7%.

В связи с этим Семен Вайншток напомнил, что терминал КТК переваливает нефть в Новороссийске, в котором помимо него переваливается еще около 50 млн. тонн нефти. Именно поэтому и требуется увязать строительство трубопровода «Бургас – Александруполис» с расширением КТК, уверен президент Транснефти.

С такой позицией согласна и Роснефть. Эта госкомпания поддерживает расширение мощности КТК только в случае синхронного строительства нефтепроводной системы «Бургас – Александруполис». «В противном случае 40 млн. тонн каспийской нефти из Казахстана создадут серьезные проблемы по ее транспортировке через Черное море», – сказал президент Роснефти Сергей Богданчиков в понедельник.

Вайншток также заявил, что Транснефть по-прежнему считает наиболее предпочтительным маршрутом в обход проливов строительство нефтепровода «Кыйикей – Ибрикхаба». Однако турецкие власти предпочли этому проекту строительство нефтепровода «Самсун – Джейхан». Этот трубопровод, проходя с севера на юг Турции, выйдет к Средиземному морю.

Как отмечает турецкая сторона, Самсун является ближайшим перевалочным пунктом к порту Новороссийск, где закачивается в танкеры значительный объем нефти, добываемой в России и Казахстане. В Джейхане же есть необходимая инфраструктура, которая позволяет швартоваться крупнотоннажным танкерам.

Нефтепровод «Самсун – Джейхан» (проходит по территории Турции) мощностью 50 млн. тонн в год предлагают построить итальянская Eni с турецкой группой Calik. Этот проект предложено рассмотреть и российскому Газпрому как собственнику нефтяной компании «Сибнефть».

Ранее Вайншток заявил, что Транснефть не будет заниматься проектом по строительству трансфракийского нефтепровода «Кыйикей – Ибрикхаба». По его словам, компания не видит путей решения этого вопроса и прекращает разработку названного проекта по не зависящим от нее причинам. «В свете поставленных перед компанией масштабных задач на востоке России столь острой необходимости в реализации трансфракийского проекта нет», – добавил тогда Вайншток.

Посол Турции в России Куртулуш Ташкент в ответ пояснял, что проект нефтепровода «Кыйикей – Ибрикхаба» (также по территории Турции) мощностью 60 млн. тонн нефти в год был отклонен из-за того, что танкеры при прохождении из Эгейского в Средиземное море будут «лавировать между островами», что может создать угрозу развитию туризма. Однако он отметил, что если будет найдено решение, которое поможет избежать этих проблем, не исключено, что стороны вернутся к рассмотрению этого проекта.