Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

5 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

8 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
25 апреля 2006, 17:32 • Экономика

В обход Босфора

Россия обойдет Босфор и Дарданеллы

В обход Босфора
@ GettyImages

Tекст: Эльдар Бадырханов

Учредителями проектной компании по строительству нефтепровода «Бургас – Александруполис» выступят российско-британская ТНК-ВР, Роснефть, Сибнефть и Chevron, сообщил исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Строительство этого нефтепровода позволит ликвидировать напряженность между Турцией и Россией из-за загруженности проливов Босфор и Дарданеллы.

«В ближайшее время будет создана международная проектная компания, в составе учредителей которой будут ТНК-ВР, Роснефть, Сибнефть и Chevron как один из наиболее крупных поставщиков по каспийскому трубопроводу», – цитирует «Интерфакс» директора ТНК-ВР Германа Хана, выступившего во вторник в Москве на V Международном трубопроводном форуме.

Раздраженность турецких властей

Судя по всему, ТНК-ВР, Роснефть, Сибнефть и Chevron фактически создают оператора, который будет строить нефтепровод

Компании пока изучают проект строительства нефтепровода из Болгарии в Грецию «Бургас – Александруполис» начальной мощностью 35 млн. тонн нефти в год с доведением до 60 млн. тонн. Казахский Казмунайгаз также проявил интерес к проекту строительства нефтепровода «Бургас – Александруполис», сообщил президент Транснефти Семен Вайншток.

Маршрут Бургас – Александруполис позволит транспортировать нефть из России, минуя пролив Босфор. Это позволит разгрузить перегруженные сейчас транспортные артерии. После нескольких лет обсуждений 12 апреля текущего года Россия, Греция и Болгария подписали меморандум о реализации проекта.

При этом глава Росэнерго Сергей Оганесян сказал, что проект данного нефтепровода, предусматривающий поставки российской нефти в обход турецких проливов, является «тяжелым по стоимости». Российская сторона, по словам Оганесяна, хотела бы получить налоговые преференции от стран, по территории которых пройдет труба. Соответствующее предложение было, в частности, сделано болгарской стороне.

Строительство нефтепровода «Бургас – Александруполис» протяженностью около 312 км и стоимостью около 700 млн. долларов было инициировано несколько лет назад. Среди инициаторов проекта Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть, ТНК-BP, Транснефть. Недавно появилась информация, что и болгарская компания «Булгаргаз» готова профинансировать до 25% проекта строительства нефтепровода «Бургас – Александруполис».

Аналитик инвестиционного фонда «Олма» Игорь Додонов считает, что стоимость 700 млн. долларов вполне приемлема для российских компаний. «Судя по всему, ТНК-ВР, Роснефть, Сибнефть и Chevron фактически создают оператора, который будет строить нефтепровод. 700 млн. – нормальная стоимость, – сказал Додонов газете ВЗГЛЯД. – Где-то 1-2 млн. долларов на один километр трубы – обычная смета для таких проектов».

«Правда, пока неясно, кто и в каких долях будет финансировать проект, но это вполне по силам этим четырем компаниям без привлечения кого-то еще», – уверен эксперт. Глава российского трубопроводного монополиста Семен Вайншток во вторник на брифинге в Москве заявил, что его компания также предполагает участвовать в этом проекте, но пока только на общественных началах.

«Сегодня мы участвуем в качестве наблюдателя и не предполагаем участвовать деньгами», – сказал Вайншток. При этом, по его мнению, при разработке и реализации проекта потребуется логистический опыт Транснефти и оказание операторских услуг. Он отметил, что, по расчетам компании, тариф по нефтепроводу «Бургас – Александруполис» сопоставим со стоимостью доставки нефти танкерами через проливы Босфор и Дарданеллы.

Однако, по словам Игоря Додонова, транспортировка по трубопроводу обычно обходится как минимум в полтора раза дешевле танкерных перевозок. «Кроме того, сильная загруженность большими танкерами пролива Босфор вызывает раздраженность турецких властей, которые могут в связи с этим принять неблагоприятные для экспортеров меры, – отмечает Додонов. – Так что в любом случае проект будет выгодным для компаний».

Вайншток считает, что планы расширения мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) должны быть увязаны с проектом «Бургас – Александруполис», так как расширение КТК может усугубить проблему загрузки черноморских проливов.

Лавирующие танкеры

Семен Вайншток
Семен Вайншток
Нефтепровод КТК «Тенгиз – Новороссийск» общей протяженностью 1580 км соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. В 2005 году КТК увеличил отгрузку нефти на экспорт на 35,5% по сравнению с предыдущим годом – до 30 млн. 502 тыс. тонн (237,6 млн. баррелей).

Проект расширения мощности КТК до 67 млн. тонн в год включает проектировку и строительство 10 новых перекачивающих станций, увеличение существующих резервуаров для хранения дополнительных 480 тыс. тонн нефти, а также сооружение третьего выносного причального устройства на Черном море. Доли участия правительств – основателей КТК распределяются следующим образом: Россия – 24%, Казахстан – 19%, Султанат Оман – 7%.

В связи с этим Семен Вайншток напомнил, что терминал КТК переваливает нефть в Новороссийске, в котором помимо него переваливается еще около 50 млн. тонн нефти. Именно поэтому и требуется увязать строительство трубопровода «Бургас – Александруполис» с расширением КТК, уверен президент Транснефти.

С такой позицией согласна и Роснефть. Эта госкомпания поддерживает расширение мощности КТК только в случае синхронного строительства нефтепроводной системы «Бургас – Александруполис». «В противном случае 40 млн. тонн каспийской нефти из Казахстана создадут серьезные проблемы по ее транспортировке через Черное море», – сказал президент Роснефти Сергей Богданчиков в понедельник.

Вайншток также заявил, что Транснефть по-прежнему считает наиболее предпочтительным маршрутом в обход проливов строительство нефтепровода «Кыйикей – Ибрикхаба». Однако турецкие власти предпочли этому проекту строительство нефтепровода «Самсун – Джейхан». Этот трубопровод, проходя с севера на юг Турции, выйдет к Средиземному морю.

Как отмечает турецкая сторона, Самсун является ближайшим перевалочным пунктом к порту Новороссийск, где закачивается в танкеры значительный объем нефти, добываемой в России и Казахстане. В Джейхане же есть необходимая инфраструктура, которая позволяет швартоваться крупнотоннажным танкерам.

Нефтепровод «Самсун – Джейхан» (проходит по территории Турции) мощностью 50 млн. тонн в год предлагают построить итальянская Eni с турецкой группой Calik. Этот проект предложено рассмотреть и российскому Газпрому как собственнику нефтяной компании «Сибнефть».

Ранее Вайншток заявил, что Транснефть не будет заниматься проектом по строительству трансфракийского нефтепровода «Кыйикей – Ибрикхаба». По его словам, компания не видит путей решения этого вопроса и прекращает разработку названного проекта по не зависящим от нее причинам. «В свете поставленных перед компанией масштабных задач на востоке России столь острой необходимости в реализации трансфракийского проекта нет», – добавил тогда Вайншток.

Посол Турции в России Куртулуш Ташкент в ответ пояснял, что проект нефтепровода «Кыйикей – Ибрикхаба» (также по территории Турции) мощностью 60 млн. тонн нефти в год был отклонен из-за того, что танкеры при прохождении из Эгейского в Средиземное море будут «лавировать между островами», что может создать угрозу развитию туризма. Однако он отметил, что если будет найдено решение, которое поможет избежать этих проблем, не исключено, что стороны вернутся к рассмотрению этого проекта.

..............