Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

10 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

4 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
31 июля 2012, 20:10 • Культура

«Памятники, скорее всего, обречены»

Левон Нерсесян: Средневековый тип сознания нашей церкви

«Памятники, скорее всего, обречены»
@ Andrey Datso/snetogor.ru

Tекст: Кирилл Решетников

«Средневековый тип сознания, возобладавший в нашей церкви, цивилизованное общество поощрять не должно», – считает специалист по древнерусскому искусству Левон Нерсесян. В интервью газете ВЗГЛЯД он прокомментировал ситуацию вокруг псковского Собора Рождества Богородицы, который решено передать в ведение РПЦ для возобновления богослужений.

Собор Рождества Богородицы на территории Снетогорского женского монастыря, являющийся памятником культурного наследия федерального значения и находящийся в ведении Псковского музея-заповедника, решено передать в распоряжение РПЦ.

Музейный подход к памятнику просто невозможно совместить с его богослужебным использованием

Сотрудники музея, в частности хранитель монументальной живописи собора Таисия Круглова, считают такое решение неприемлемым, полагая, что грядущая перемена владельца означает угрозу для сохранности здания, и в особенности для уникальных фресок, являющихся частью его интерьера. Хранитель заявляет, что соглашение о расторжении охранного договора с местным управлением Росимущества, предшествующее передаче собора в ведение церкви, было подписано директором Псковского музея-заповедника Юрием Киселевым в кулуарном порядке, то есть без оповещения сотрудников.

Работников музея поддерживает местная культурная общественность, а депутат Псковского областного собрания Лев Шлосберг* даже обратился в высшие инстанции, направив специальные письма генеральному прокурору Юрию Чайке и министру культуры Владимиру Мединскому.

О том, насколько обоснованны опасения противников передачи ценных объектов в распоряжение церкви, газета ВЗГЛЯД расспросила специалиста по древнерусскому искусству, старшего научного сотрудника Третьяковской галереи Левона Нерсесяна.

ВЗГЛЯД: По свидетельству Таисии Кругловой в ситуации с передачей этого памятника в ведение церкви много неправильного: директор Псковского музея-заповедника подписал соответствующее соглашение, не поставив хранителей в известность, к тому же собор забирают у музея, не дождавшись окончания реставрационных работ. Но, может быть, этот инцидент – частный случай? Есть ли основания считать, что возврат имущества церкви – явление в принципе негативное?

Старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян (Фото: cultradio.ru)

Старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян (Фото: cultradio.ru)

Левон Нерсесян: В подобных ситуациях частных случаев не бывает – нас не может не волновать судьба каждого конкретного памятника. Махнуть рукой на какой-то один древний храм и успокоить себя мыслью, что с остальными все будет хорошо, – это путь довольно абсурдный. Тем более что таких памятников, как Снетогорский монастырь, на всю Россию максимум несколько десятков. Гибель любого из них – невосполнимая потеря. Это во-первых.

А во-вторых, тот закон, против которого мы несколько лет боролись, позволяет передавать церкви практически любые объекты. И то обстоятельство, что Рождественский собор относится к объектам культурного наследия федерального значения, согласно принятому закону, ничего не меняет. Механизм передачи общий для объектов всех категорий. Закон не распространяется впрямую лишь на предметы, находящиеся в составе государственного музейного фонда, то есть на движимые артефакты. А недвижимые объекты в состав музейного фонда не входят, и будь они хоть сто раз под защитой ЮНЕСКО, лишать их музейного статуса ничто не мешает – закон позволяет отдавать их по первому требованию.

Несколько лет, пока шла подготовка закона, мы боролись с таким положением дел, пытались добиться того, чтобы особо ценные памятники культурного наследия получили определенный иммунитет (это могло бы быть оформлено в виде конкретного списка либо же в виде каких-то регламентирующих описаний и понятий, как угодно). Мы умоляли об этом. Разумеется, мы ничего подобного не получили.

ВЗГЛЯД: Насколько я знаю, в отношении зданий, находящихся под защитой ЮНЕСКО, существует уточнение: их нельзя передавать в собственность церкви, а можно лишь в безвозмездное бессрочное пользование.

#{interviewcult}Л.Н.: Между передачей в собственность и передачей в безвозмездное бессрочное пользование разницы фактически нет. Какими бы ни были формулировки, ясно, что историческое наследие попадает в руки людей, которые ничего не понимают в его охране, а главное – не хотят понимать. И не собираются принимать соответствующих необходимых мер. В том, что это так, мы убеждались уже неоднократно – прецедентов было много. А как будут определены на бумаге правовые нюансы – будет ли новый хозяин считаться собственником или только пользователем, не столь уж важно. На судьбе фресок такие формальные различия в любом случае не скажутся.

ВЗГЛЯД: Можно ли принять за аксиому, что церковь всегда будет заботиться о старинных артефактах хуже, чем музеи, учитывая, что у многих музеев есть заметные материальные и коммунальные проблемы?

Л.Н.: Вы обозначили точку зрения, с которой мне приходилось сталкиваться довольно часто: у нас, мол, бедные музеи, поэтому давайте заберем у них храмы и иконы, чтобы о них позаботился кто-нибудь другой. Это очень трогательная постановка вопроса, просто слезы на глаза наворачиваются от умиления, когда я это слышу. Видите ли, средств у музеев действительно недостаточно, но, тем не менее, в музеях работают специалисты, которые знают, как нужно сохранять древнюю архитектуру и живопись. Поддержание памятников в сохранности – это большая, сложная и разветвленная система. Речь идет о грамотной реставрации и консервации, обеспечении оптимальных условий хранения, в том числе температурно-влажностного режима, о постоянном контроле, наконец, поскольку даже в идеальных условиях древние памятники могут начать разрушаться.

Для того, чтобы все это осуществлять, нужно долгие годы учиться, причем не только перед началом такой работы, но и в процессе нее. Музейный подход к памятнику просто невозможно совместить с его богослужебным использованием. Можно, разумеется, создать некий позитивный прецедент, чтобы доказать общественности, что церковь способна справляться с функцией хранителя. Так произошло, например, с Торопецкой иконой Божией Матери, которую передали в храм села Княжье Озеро. Закон был грубо попран, икона была изъята из музейного фонда и отправлена непонятно куда, но заботу о ее сохранности нам действительно продемонстрировали. Изготовили капсулу, установили систему наблюдения, в поселок периодически приезжают реставраторы, проводятся консультации. Думаю, этот «позитивный пример» нам будут приводить еще долго.

ВЗГЛЯД: Единственный в своем роде?

Никому не приходит в голову возобновить богослужения, скажем, в римской базилике Санта Мария Антиква

Л.Н.: Да. Остальные примеры свидетельствуют о том, что до икон и фресок никому нет дела. Если же вернуться к вопросу о судьбе Рождественского собора в Снетогорском монастыре, то в сети приводятся высказывания митрополита Псковского и Великолукского Евсевия на эту тему: мол, как только собор окажется в нашем распоряжении, мы все эти ветхие фрески забелим, зачем нам облезлые стены? Что-то в таком духе он говорил. Наверное, можно научить священнослужителей поддерживать климат в храме. Наверное, можно договориться с ними о том, что они будут регламентировать порядок служб в соответствии с нуждами хранения. Но главный вопрос не в том, сможет церковь сохранять артефакты или не сможет – для начала нужно, чтобы она поняла, что их нужно сохранять, и захотела бы это делать.

ВЗГЛЯД: Можете ли вы рассказать, какова соответствующая ситуация в других странах? Есть ли там у церкви консенсус с музейщиками, и умеет ли она заботиться о старинном наследии, находящемся на ее территории?

Л.Н.: В цивилизованных странах эти вопросы каким-то образом решаются. Вот сейчас я, например, нахожусь в Италии, где действия церкви вполне сообразуются с музейными задачами. Если памятник находится в руках церкви, то она соблюдает все условия, от выполнения которых зависит его сохранность. Кстати, сама культура сохранения памятников во многом сложилась благодаря археологическим и реставрационным работам, проводившимся под патронажем Ватикана. Ватикан выступил инициатором всей этой деятельности еще в конце эпохи Возрождения и в начале Нового времени.

Более того, в цивилизованных странах церковь нередко сама отказывается от древних и ценных построек и артефактов в пользу государства, если ясно, что для поддержания объекта в сохранности необходимы специальные условия. Никому не приходит в голову возобновить богослужения, скажем, в римской базилике Санта Мария Антиква, потому что на стенах там – фрески VI-го, VII-го и IX-го веков. Церковь закрыта, тем более что рядом – десять действующих церквей и места для служб предостаточно (точно так же, как в соборе Снетогорского монастыря есть пристройка, появившаяся в XIX веке, где и можно было бы служить, оставив самому собору музейный статус). У нас же никаких существенных шагов в аналогичном направлении не считают нужным делать.

Вопрос, повторяю, не в том, что кто-то чего-то не может. Если бы вопрос был в этом, то имело бы смысл надеяться, что ситуацию удастся исправить, выделив какие-то деньги, дав необходимое оборудование, предоставив специалистов. Но вопрос в другом – они ничего этого не хотят. А хотят они совсем другого – сбить все со стен, забелить, заменить старое на новое, то есть сделать то, что они делали веками.

ВЗГЛЯД: Веками? То есть практика стирания фресок – это старая церковная традиция?

Л.Н.: Это практика, которая постоянно применялась и считалась нормальной в прежние времена. В XV веке решение сбить ветхие фрески со стен собора воспринималось бы как само собой разумеющееся. Но в XXI дело обстоит совершенно иначе. Сейчас каждый из дошедших древних фресковых ансамблей представляет для общества величайшую ценность – особенно в России, где памятников осталось уже совсем немного. Так что вышеупомянутый средневековый метод, как и вообще средневековый тип сознания, возобладавший в нашей церкви, цивилизованное общество поощрять не должно.

ВЗГЛЯД: Что, по-вашему, можно было бы предпринять, чтобы спасти положение? Остается ли надежда на то, что музеям и церкви рано или поздно удастся перейти к более конструктивному взаимодействию?

Л.Н.: Если вы хотите знать мое личное мнение, то я считаю, что надежды нет. С одной стороны, мы имеем режим, который не заботится не только о культуре, но и о значительно более важных вещах – например, о здоровье детей и стариков. С другой – церковь «нового образца», сделавшуюся практически двойником этого режима – только еще более жестким, непримиримым и авторитарным. И способную думать, я боюсь, исключительно о собственной выгоде. Противостоять этому на фоне общего безразличия к культуре, утвердившегося в основной массе населения, маленькая горстка реставраторов и искусствоведов вряд ли сможет. Так что памятники, скорее всего, обречены.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Комментарии экспертов

Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата
Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата
Вне зависимости от того, кому принадлежит здание, специалисты могут исполнять свой долг. Я надеюсь, что религиозная община, которой здание будет передано в собственность, никак не будет препятствовать тому, чтобы за зданием и за фресками осуществлялся контроль и чтобы они поддерживались в надлежащем состоянии. Вопрос о том, в чьей собственности или в чьем пользовании находится здание, с точки зрения охраны ценностей на ситуацию не влияет. Известно, что фрески иногда страдали из-за действий церковных общин, а иногда – из-за действий реставраторов. В XX веке это происходило довольно часто. Но теперь важно, чтобы церковь и музейные специалисты осуществляли работу по сохранению памятников вместе. На это есть добрая воля церкви; надеюсь, что на это будет и добрая воля музейного сообщества. Когда государство передает здания религиозного назначения религиозным общинам – православным, мусульманским, иудейским, буддийским – можно констатировать, что происходит естественный процесс. Верующим возвращают то, что было ими создано и всегда им принадлежало. При этом перемена собственника никак не должна отражаться ни на поддержании памятников в сохранности, ни на возможности их реставрировать. Я ничего не знаю о случаях удаления фресок со стен храмов, если только речь не идет о низкопробных росписях, выполненных 10-20-30 лет назад. То есть о том, что кто-то сбивал старинные фрески с целью заменить их, я никогда в жизни не слышал.