Ирина Алкснис Ирина Алкснис Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

8 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «Файлы Эпштейна» открыли обыкновенный фашизм

Сдается мне, что вот это публичное насаживание свиной головы Эпштейна на кол – скорей дымовая завеса от того, что в реальности происходит сейчас в некоей группе «влиятельных лиц».

12 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

18 комментариев
13 апреля 2012, 16:52 • Культура

Спокойной ночи

Спокойной ночи, дядя Володя

Спокойной ночи
@ 1tv.ru

Tекст: Кирилл Решетников

Дядя Володя, знакомый всей стране по программе «Спокойной ночи, малыши!», не числился среди звезд и кумиров, и у него не было поклонников в стереотипном, эстрадно-театральном значении этого слова. Но люди любили его даже больше, чем многих великих артистов, а его маленький телетеатр был по-своему выше самых престижных подмостков.

Владимир Иванович Ухин, родившийся в Омске и в конце 1950-х попавший в новый на тот момент «призыв» московской профессиональной эстрады, нашел свое подлинное место на телевидении, где и остался на несколько десятилетий. В 1964 году именно он оказался первым в числе ведущих ежевечерней передачи, до сих пор остающейся образцом для постановочных детских программ и ставшей одним из лучших впечатлений детства для огромного количества людей. С тех пор выпуски «Спокойной ночи, малыши!» с участием дяди Володи выходили постоянно; этой работе артист отдал 31 год.

Воскрешая в памяти конкретные сценки, запомнившиеся на всю жизнь, не удается припомнить ни одной, где бы слышался нравоучительный тон и все сводилось бы к банальным наставлениям

Не хочется никого ни в чем упрекать, но той теплой, совершенно естественной и абсолютно домашней атмосферы, которую создавал дядя Володя вместе со своими кукольными подопечными, в последующие годы вернуть так и не удалось. Короткие сценки, которые в наиболее известной и любимой версии программы предваряли показ мультфильмов, были полностью лишены яркого антуража и каких-либо элементов нарочитой зажигательности. Иначе и быть не могло – ведь передача выполняла роль колыбельной, вскоре после нее для детей наступало время сна. При почти полном отсутствии искусственных, технологических средств и визуальных «приманок» (не считая мультфильма) повышалась ставка на мастерство и талант артистов.

Владимир Ухин и его коллеги, управлявшие любознательными зверюшками и говорившие за них, не только справились с этим испытанием, но и сотворили незабываемый образ, оставшийся в сознании нескольких поколений.

Стоит помнить, что передача «Спокойной ночи, малыши!», по крайней мере в «классический» советский период, шла вживую. Это значит, что дядя Володя не имел права на ошибку, не мог сфальшивить или позволить себе сколько-нибудь заметный огрех. То же самое относится и к его постоянным партнерам, скажем, Григорию Толчинскому, чьим голосом говорил рассудительный пес Филя, или Наталье Державиной, озвучивавшей непоседливого поросенка Хрюшу.

Но с дяди Володи спрос был больше – ведь именно он был в этой компании взрослым, кроме того, в выпусках с его участием он был единственным, чье лицо присутствовало в кадре. Вдобавок, насколько можно понять из воспоминаний самого дяди Володи, диалоги часто, если не в основном, строились по принципу импровизации. Гражданам нынешней эпохи, объевшейся компьютерными эффектами и с равнодушным смехом коллекционирующей ляпы в прямом эфире, еще предстоит осознать тот уровень, на котором проходила эта непритязательная на первый взгляд игра.

Неофициальное определение «главный воспитатель страны», придуманное кем-то для дяди Володи и подхваченное народом – не пустые слова, но, наверное, мало кто из зрителей ощущал и сознавал, что кто-то здесь кого-то воспитывает. Конечно, Филя, Степашка и Хрюша были героями-детьми, воплощавшими и разыгрывавшими узнаваемые типы детских характеров, а дядя Володя – наставником. Он, как правило, знал ответы на те вопросы, которые волновали его невзрослых собеседников. Но, воскрешая в памяти конкретные сценки, запомнившиеся на всю жизнь, не удается припомнить ни одной, где бы слышался нравоучительный тон и все сводилось бы к банальным наставлениям. Наверно, поэтому передачу «Спокойной ночи, малыши!» с огромным удовольствием смотрели не только дети, но и взрослые.

Конечно, важно было объяснить Хрюше, в чем суть очередной совершенной им маленькой нелепости и как нужно было бы поступить. Но доброта, веселье и спокойствие, слышавшиеся в каждом слове дяди Володи, сами по себе были едва ли не важнее. К домашнему кружку, состоявшему из взрослого человека и пары зверей с детскими повадками, зрители со временем привыкли почти как к членам своей семьи, и, наверное, многим из тех, кто родился в 19601970-е, знакомо чувство радостного ожидания, появлявшееся каждый вечер задолго до начала передачи. Встреча с ведущим «Спокойной ночи, малыши» была, наверное, одним из немногих повседневных ритуалов, в которых дети участвовали по собственной воле и с энтузиазмом.

Именно поэтому ежевечернее маленькое чудо, совершавшееся под управлением дяди Володи, стало переживанием из числа тех, что способны неявно и непафосно, но прочно объединить миллионы соотечественников, сколь бы серьезны ни были их конфликты и разногласия по вопросам взрослой жизни.