Олег Хавич Олег Хавич Киев и Варшава вместе обманывают родственников жертв «Волынской резни»

В Польше заявили о «прорыве» в деле эксгумации жертв «Волынской резни», основываясь на обещаниях главы МИД Украины. Но даже декларативную готовность Украины начать эксгумационные работы на Волыни польские власти надеются использовать в своих политических целях.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Как фронт может научить жить

Фронтовой мир дает человеку урок, заражает его желанием жить разумно и просто. Правда, велика цена этого урока. После концерта и ночевки в блиндаже гости-артисты отправляются в Москву, а их аудитория – на боевые задания, из которых могут вернуться не все.

10 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Почему детские книги становятся опасными

Первый звоночек прозвенел несколько лет назад, когда обратили внимание на подростковые книги, буквально нафаршированные ЛГБТ-любовью. Издательский бизнес активно штамповал такого рода литературу. Под нее даже целевую аудиторию обозначили: «молодые взрослые».

34 комментария
13 марта 2012, 20:12 • Культура

«Быть готовым к концу»

Дмитрий Ревякин: Такого, как в 1980-е, конечно, не будет

«Быть готовым к концу»
@ РИА "Новости"

Tекст: Кирилл Решетников

«Алиса», «Аквариум», «Пикник», «ДДТ». Их я продолжаю с удовольствием слушать. Мне кажется, они по-прежнему хорошо передают состояние общества», – сказал газете ВЗГЛЯД Дмитрий Ревякин, лидер легендарной фолк-рок-группы «Калинов мост», только что выпустившей новый альбом под названием «Золотое толокно».

ВЗГЛЯД: Альбом «Золотое толокно» отчасти выглядит возвращением к прежним временам, когда музыка еще не была столь утилитарна, как сейчас...

По-настоящему верующий человек всегда должен жить в неком предощущении конца, быть готовым к концу

Дмитрий Ревякин: Спасибо вам за такие слова! Это ваше замечание – бальзам для меня.

ВЗГЛЯД: В сравнении с предыдущим альбомом «Эсхато» новая работа кажется более ориентированной на какие-то исторические глубины, менее привязанной к современности. Соответствует ли такое впечатление вашему замыслу?

Д.Р.: Я давно мечтал, чтобы у нас появился такой вот развернутый гитарный альбом, с большими инструментальными вставками, с элементами сибирского арт-рока. Слава Богу, у нас это получилось, и я счастлив. А что касается смысла, то «Золотое толокно», действительно, имеет большее отношение к нашему континенту под названием Евразия и представляет собой попытку обозначить какие-то вещи, характерные и важные с точки зрения этой темы. Мы постарались выразить их так, как они нам виделись, занырнув при этом в историческую сферу.

ВЗГЛЯД: Может быть, именно поэтому новый альбом получился в целом жизнеутверждающим, опять же в противоположность мрачноватому «Эсхато».

Д.Р.: Ну, это ваше утверждение насчет «Эсхато» я не буду комментировать – там как раз все о другом.

ВЗГЛЯД: Я имел в виду, собственно, песню «Мать-Европа», где упадок европейской цивилизации доходчиво обозначается уже во вступлении: старинная мелодия прерывается звуком бьющегося стекла.

Д.Р.: Ну а что тут такого? Это же просто констатация, там все взято из газетных и телевизионных репортажей.

ВЗГЛЯД: Тем не менее, послушав эту песню, начинаешь верить в самые пессимистичные прогнозы. В связи с чем трудно удержаться от вопроса о том, что вы думаете о нынешнем ажиотаже вокруг якобы близкого конца света и принимаете ли эти разговоры всерьез?

Д.Р.: Я с юмором отношусь ко всему этому давлению, исходящему из средств массовой информации и практикуемому различными сектами. По моему мнению, по-настоящему верующий человек всегда должен жить в неком предощущении конца, быть готовым к концу как своего личного существования, так и всего мира. Это нечто совсем другое, чем то, что нам навязывают.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: То есть давление, о котором вы сказали, не выводит вас из равновесия?  

Д.Р.: Нет, конечно!

ВЗГЛЯД: Другой характерный тренд последнего времени – всплеск социально-политической активности, отразившийся, в том числе, и на музыке: некоторые критики уже празднуют возвращение остросоциального русского рока. Каково в этом плане самоопределение «Калинова моста»?

Д.Р.: Это зависит от того, что считать остросоциальной музыкой. Для меня, например, остросоциальными являются вещи, которые посвящены человеческим отношениям. Тому, как эти отношения меняются и чего можно в дальнейшем ожидать от людей, которые, собственно, и составляют социум, наполняют его, транслируя свои мысли, объясняя свои поступки. А что касается рок-музыки... Дело в том, что нам просто выпало начинать в перестроечное время, когда страна жила ожиданиями. Рок тогда был по-настоящему востребован, он был на передовых позициях и местами очень точно отражал тогдашнее состояние общества. На сегодняшний день рок – нечто другое, это уже устоявшийся жанр со своим набором звуков, слов и клише, со своим способом примитивного образного мышления. А «Калинов мост» с самого начала в большей степени занимался поиском гармонии между ритмом, мелодией и лирикой. Нас это всегда отличало, и мы старались этому следовать. Из таких приоритетов, конечно, не следует, что для нас исключены острые тексты – они появлялись и в начале нашей деятельности (например, в цикле «Вольница»), и позже – взять хотя бы альбом «Оружие» или тот же «Эсхато». Так мы реагировали на изменения, происходящие в мире. Но при этом мы никогда не забывали ни о музыке, ни о работе со словом.

ВЗГЛЯД: И все же, если говорить о ситуации в целом, разделяете вы мнение, что злободневность и острота вновь стали характерной чертой актуальной отечественной музыки?

Д.Р.: Я в основном слежу за творчеством музыкантов, которые меня вдохновляли в более ранний период и с которых мы брали пример, таких как «Алиса», «Аквариум», «Пикник», «ДДТ». Их я продолжаю с удовольствием слушать. Мне кажется, они по-прежнему хорошо передают состояние общества. Что же касается молодых, то тут все зависит от таланта и от того, насколько сильна их вера в то, что они делают.

ВЗГЛЯД: Много ли сейчас, по-вашему, тех, в ком такая вера действительно ощущается?

Д.Р.: Сейчас перед молодыми музыкантами стоят совсем другие задачи, нежели в свое время перед нами – попасть на радио, привлечь к себе внимание. Если мы больше думали о музыке, то они больше думают о маркетинге.

ВЗГЛЯД: Согласны ли вы с тем, что такое положение неблагоприятно для творчества?

Д.Р.: Конечно, это большая беда. Но так обстоит дело во всем мире, так что ничего удивительного. Все есть, есть масса способов быть услышанным, есть средства распространения и доставки, есть Интернет. Нет одного – музыки.

ВЗГЛЯД: Есть ли у вас надежда, что она появится?

Д.Р.: Учитывая мнение, что все развивается какими-то волнами или по спирали, можно надеяться. Но такого, как в 1980-е, конечно, не будет.

ВЗГЛЯД: В начале 2011 года вы представили песню, посвященную событиям на Манежной площади, которые тогда были главной новостью. В связи с этим не могу не спросить, какие ощущения вызвал у вас недавний всплеск протестной активности перед выборами?

Д.Р.: Если говорить о простых, рядовых участниках этих выступлений, то я был рад тому, что люди могут иначе посмотреть на все происходящее.

ВЗГЛЯД: Не возникло ли у вас впечатления, что мы движемся к хаосу?

Д.Р.: А мы все равно движемся к хаосу, хоть с ними, хоть без них. Не обольщайтесь.

..............