Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

19 комментариев
18 июля 2011, 17:10 • Культура

Голландский гамбит

Петербуржцам разрешили выбрать проект "Новой Голландии"

Голландский гамбит
@ РИА "Новости"

Tекст: Ирина Тарасова,
Санкт-Петербург

Имена главных действующих лиц проекта «Новая Голландия»: главы компании Millhouse Capital Романа Абрамовича и директора фонда «Айрис» Дарьи Жуковой – в релизах выставки «Новые идеи для Новой Голландии» скромно не упоминались. Однако, как выяснила газета ВЗГЛЯД, именно за инвесторами останется последнее слово в решении вопроса, каким быть рукотворному петербургскому острову.

На очередной лакомый кусочек Петербурга объявлен очередной международный конкурс проектов, восемь из которых уже представлены для всеобщего (что важно – абсолютно бесплатного) обозрения и даже обсуждения.

Студия 44» Никиты Явейнина имеет даже два преимущества: давний опыт работы в Петербурге и проект Главного штаба

Место, время, формат выбраны идеально (пиар-политике ставим пять баллов): выставка просторно расположилась в пока пустующих, но уже идеально отремонтированных Крюковых казармах, куда еще не переехал Центральный военно-морской музей. Просторные казармы расположены, кстати, напротив Новой Голландии, полуразрушенные стены которой деликатно затянуты оптимистично-зеленой сеткой.

В отдельном зале выставки представлена история многострадального острова, сменившего не одного архитектора, не одного хозяина и даже пережившего период первой реконструкции, когда была снесена часть построек XX века Новой Голландии.

Специальный зал отведен для графических проектов, отдельно – восемь видеопрезентаций и восемь макетов. Имеется даже зал для обсуждения и рефлексии посетителей: здесь каждый может написать свое мнение о выставке и вывесить его на специальную стену.

Надо сказать, не избалованные в последнее время правом высказывать собственное мнение о любимом городе петербуржцы с момента открытия выставки активнейшим образом в этом процессе участвуют. Мало того, впервые за историю искусственного острова Новая Голландия открыта по выходным для посетителей, которые могут здесь просто отдохнуть, устроившись в шезлонгах на свежем газоне, сыграть в мини-футбол или волейбол, прокатиться на роликах или даже посадить на грядке огурец. Правда, по слухам, аренда этих грядок стоит недешево. Но зато очередь на бесплатное посещение будущего культурного центра стоит не меньшая, чем в Эрмитаж.

#{image=536984}На открытии проекта, кстати, присутствовал Михаил Пиотровский, появление которого всегда являлось гарантией защиты петербургского культурного достояния. Правда, на вопросы Михаил Борисович отвечал интеллигентно-уклончиво: проекты «вполне соответствуют требованиям», «впереди еще много работы», «обсуждение было»...

Уклончиво и вымуштрованно отвечали на вопросы и «спикеры» проекта: так, куратор выставки Сара Ичиока на вопрос о роли собственно инвесторов в обсуждении и выборе проектов деликатно ответила, что работала в «тесном сотрудничестве» с ООО «Айрис Новая Голландия», целью выставки является «продвижение новых архитектурных идей и знакомство с возможными проектами». А главным критерием оценки проектов было «внимательное отношение к истории архитектурного памятника» и, конечно, «разнообразие».

Аккуратная уклончивость организаторов выставки вполне понятна: стоимость будущего проекта, предположительно, составляет 12 млрд рублей, разбрасываться которыми осторожный Роман Абрамович, конечно, не будет. Тем более что ситуация в городе, где скоро сменится губернатор, требует осторожности вдвойне. Симпатии петербуржцев, не без активных усилий которых «Охта-центр» отправился из центра на окраину Северной столицы, а амбициозный план застройки Ново-Адмиралтейского острова только что был отменен в судебном порядке, завоевать нужно обязательно – на что и направлен активный пиар выставки и проект «Лето в Новой Голландии», который курирует Роксана Шатуновская – коммерческий директор «Айрис Новая Голландия», до октября 2010 года директор по маркетингу и пиару центра современной культуры «Гараж».

А что касается собственно проектов, внимательный читатель заметит, что победитель конкурса станет не автором застройки, а «главным архитектурным консультантом в проекте». На трижды заданный вопрос о том, какой же будет все-таки реальный проект застройки Новой Голландии, организаторы честно отвечали: это будет определено Генеральным планом. Вопрос, кто же и когда будет этот план делать, каковы будут коммерческая и арт-составляющие застройки, сначала зависал в летнем воздухе, а затем вылетал в открытое окно, открывающее вид на Адмиралтейский канал, красные кирпичные стены и божественной красоты арку Новой Голландии...

Так что стоит относиться к случившемуся событию просто как к отличному формату архитектурной выставки, на которой продемонстрированы очень любопытные и, согласимся с организаторами, разнообразные проекты.

В шорт-листе значатся четыре участника: «Студия 44» (Studio44, Россия), David Chipperfield Architects (DCA, Великобритания/Германия), MVRDV (Нидерланды) и Work Architecture Company (WorkAC, США). Поговаривают, что голландцы из MVRDV со своим странными «активаторами» – временными модулями, которые будут менять назначение территории острова, – имеют явное преимущество. «Студия 44» Никиты Явейнина имеет даже два преимущества: давний опыт работы в Петербурге и проект Главного штаба, реконструкция которого скоро завершится. Наверное, поэтому в Новой Голландии Никита Явейнен и видит «антипод Дворцовой площади». Американский WorkAC предлагает создать на острове «город в городе», а David Chipperfield Architects – «городской квартал, интегрирующий энергию современной культуры». Попробуйте найти десять отличий...

#{image=536982}Заметим еще, что в аутсайдерах оказались не только слишком урбанистичные проекты Lokation&Vassal и «бумажный проект» Юрия Авакумова и Георгия Солопова, но и два проекта, по-настоящему сохранившие архитектурный дух Новой Голландии: «острова и термы» OMA (Рема Колхаса, кстати, автора проекта инновационного центра «Сколково») и Dixon Jones, работавших над многими европейскими культурными проектами, например Королевским оперным театром в Лондоне или Лондонской национальной галереей.

Можно ли будет законсервировать до боли старые кирпичные стены в рамках какого-то другого проекта, окончательно определит только экспертиза. Взгляд дилетанта на ветхие стены пессимистичен – это невозможно или безумно дорого. Но если организаторы проекта «Новая Голландия» и дальше будут вести свою работу так по-европейски осторожно по отношению к объекту и уважительно по отношению к горожанам, может быть, эта «операция» не будет такой болезненной, как все предыдущие, порой хамски-разрушительные градостроительные петербургские истории.

А что касается дальнейшей судьбы Новой Голландии, то каждому понятно: она реально дорогого стоит. И хотя на проектах не обозначены (или обозначены очень деликатно) коммерческие и жилые объекты – они тут явно будут. Культурная и арт-составляющие проекта 12 млрд не отработают.

Будем благодарны организаторам выставки хотя бы за то, что впервые петербуржцам предоставили возможность почувствовать себя немножко создателями своего города.

Справка:

Остров Новая Голландия – единственный рукотворный остров в дельте Невы, появившийся после того, как для нужд Адмиралтейства в 1719 году были прорыты Крюков и Адмиралтейский каналы – здесь расположились склады корабельного леса и первый военный порт России. Первым архитектором Новой Голландии был Иван Коробов, позже архитектурный комплекс проектировал Савва Чевакинский, затем – Жан Батист Валлен-Деламот, которому принадлежит знаменитая арка в неоклассическом стиле – редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита.

Кольцеобразное здание знаменитой морской тюрьмы-«бутылки» принадлежит архитектору Александру Штауберту, в конце XIX века в Новой Голландии был построен Опытовый бассейн, а в годы Первой мировой войны здесь оборудовали самую мощную на тот момент радиостанцию.

В советское время в Новой Голландии располагались закрытые склады Ленинградской военно-морской базы. В начале XXI века на территории острова было несколько десятков объектов – 11 памятников федерального значения. Позднее Опытовый бассейн и часть зданий были снесены.

В 2006 году тендер на реконструкцию Новой Голландии выиграло ООО «СТ Новая Голландия» Шалвы Чигиринского и Игоря Кесаева, по заказу которых архитектурное бюро Нормана Фостера разработало проект многофункционального комплекса, включающий театры, конференц-залы, галереи, гостиницу и рестораны. Проект не осуществился. В 2010 году конкурс на реконструкцию «Новой Голландии» выиграла компания Романа Абрамовича: за семь лет компания должна вложить в реконструкцию Новой Голландии 12 млрд рублей.

Комментарии экспертов

Роксана Шатуновская, коммерческий директор «Айрис Новая Голландия»
По окончании выставки будет выбран победитель, который станет консультантом проекта и будет включен в команду «Айрис Новая Голандия», которой руководит Даша Жукова. После чего мы сядем вместе и будем обсуждать вопрос генерального плана застройки. Конечно, будь такая возможность, мы бы просто законсервировали эти помещения, провели электричество и открыли Новую Голландию уже сейчас – такой, какая она есть. Но, увы, нужна очень серьезная реконструкция. Мы хотели бы максимально сохранить архитектурный памятник, адаптировав бывшие складские помещения Новой Голландии под современные нужды. Однако надо понимать, что центр современного искусства, арт-центр – не единственное, что здесь будет. Конечно, коммерческая составляющая просто необходима. В конце концов, бизнес – это ведь тоже искусство./ВЗГЛЯД
..............