Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

0 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

15 комментариев
26 мая 2011, 22:22 • Культура

Гусю не сын, павлину не товарищ

«Кунг-фу Панда-2»: В геноциде обвиняется павлин

Гусю не сын, павлину не товарищ
@ kinopoisk.ru

Tекст: Дмитрий Дабб

Вторая часть «Кунг-фу Панды» больше, чем первая, напоминает поверхностный комедийный боевичок в духе Джеки Чана. Только ненавязчивая его абсурдность обусловлена не техникой драки, а распределением образов: овца лукаво мудрствует, бык и крокодил трусливо жмутся по углам, павлин становится хищником, а волк позорный проявляет офицерское благородство.

В титрах заявлен Жан-Клод Ван Дамм, но вопреки традиции его персонаж не мстит за убийство семьи, друга или учителя, а работает крокодилом. Мстить же за семью придется главному герою – панде По: внезапно (!) он выясняет, что гусь Пин ему не родной отец, а приемный, с единокровным же семейством всё не очень хорошо получилось.

#{image=520912}А было так: злобный павлин Лорд Шэнь прознал, что падет от лапы черно-белого воина – одна овца предсказала. Сделав выводы, царственная птица осуществила геноцид панд на подведомственной ей территории и вот теперь стремится покорить весь Китай, а параллельно – уничтожить кунг-фу, которое, как известно, не столько искусство войны и драки, сколько искусство поддержания мира и сдерживания сил зла.

Впрочем, в философскую природу единоборства (изобретенного, между прочим, Бодхидхармой) мультфильм не вдается, напротив, его сценарий предельно прост, чтоб не сказать примитивен. Но примитивность эта не столько повод для упрека, сколько повод расслабиться: «проклятие ремейков» на «Кунг-фу Панда-2» не распространилось, мы имеем дело с продуктом качественным, сделанным с талантом и душой, хотя и без претензии на что-то большее, чем аттракцион или экшн.

ЗD-мультипликация последних лет старательно пыталась раздвинуть жанровые рамки детского шоу, став как минимум парадом сатирической комедии, как максимум – рассадником нравоучений разной степени актуальности. Перечисляя только лучшие образцы, припомним, что с детьми пытались на равных говорить об одиночестве и смерти («Вверх!»), об экологии («ВАЛЛ-И») и даже о тоталитаризме (чем розовый медведь из третьей «Истории игрушек» не Сталин?). И характерно, что более сложные, воспитательные задачи ставила себе студия Pixar, тогда как их главный конкурент – DreamWorks Animation – шел по первому пути, плодя пародийные капустники с часто похабными, но остроумными аллюзиями на действительность («Шрек», «Мадагаскар», «Мегамозг»).

Подобное разделение по интересам было предопределено в том числе и тем, что Pixar – часть диснеевской империи, вынужденная следовать корпоративным традициям: черный, пошловатый и острополитический юмор тут не в чести, на страже детских интересов стоит строгий цензор Микки Маус. А вот у DreamWorks руки развязаны, ввиду чего мы имеем уже как минимум два исключения – две попытки поиграть на территории конкурента. Первая и главная – «Как приручить дракона»: со свойственным работам Pixar вкусом DreamWorks попыталась окучить сразу несколько гуманитарных тем – от гармоничного сосуществования с природой до этнических конфликтов – и преуспела (местами – в области настроения и восприятия – «Драконы» взлетали до недостижимых небес мультипликации от Хаяо Миядзаки). Вторая и менее очевидная – «Кунг-фу Панда»: обе части, с одной стороны, характеризует рафинированный, сугубо детский юмор с опорой на «ня», с другой – техническое совершенство и новаторство, обычное для диснеевцев.

#{movie}Все, что связано с визуальными решениями и экшном в «Панде-2», можно принять за эталон: персонажи очень технично и очень красиво взаимодействуют в кадре (в первую очередь, разумеется, в формате драки), а в самые горячие моменты обязательно вмешивается какой-нибудь миловидный кролик с мандолиной. При этом режиссер (к слову, женщина – Дженнифер Ю), несмотря на небольшой послужной список, умело экспериментирует со стилями мультипликации: так, во флешбэках имеется недурственная стилизация под китайскую живопись в духе Джузеппе Кастильоне (был такой придворный художник при династии Цин).

Другое дело, что в плане моралей, подтекстов и интеллектуального багажа «Панде» похвастаться нечем. Детям предлагается стандартный и в данном случае не слишком раздражающий набор тезисов вроде «трусость – это плохо», а также пара уроков биологии и истории: самки богомолов откусывают головы самцам, порох и фейерверки изобрели в Китае – кто не знал, теперь в курсе будет.

Что до экологического пафоса, без которого современные мульты «с животными» немыслимы, его как бы нет, но он как бы заявлен. Большая панда – зверь в природе редкий (а в первой серии вообще единственный), и теперь ребятне предложено логичное объяснение: потому и редкий, что всех остальных злой павлин истребил. Примечательно, что панда не единственное краснокнижное животное, заявленное в проекте: большая часть «неистовой пятерки» мастеров кунг-фу – южно-китайский тигр, золотистый лангур, японский журавль – тоже находится на грани уничтожения, а некоторые виды носорогов – уже за гранью (причем не только в природе, но и в мультфильме). Учитывая же, что озвученная Анджелиной Джоли Мастер Тигрица тоже вроде как сирота, за истребление и этого вида кто-нибудь потом ответит. Например, пеликан – а почему бы и нет? У «Кунг-фу Панды» запланировано еще как минимум четыре продолжения.

В сухом остатке мы имеем мастерски сделанный, зрелищный, но сугубо детский и в целом бесхитростный продукт, где нечем поживиться ни снобам, ни эстетам, ни синефилам, ни образованщине. Некоторые намеки и фокусы в духе «Шрека» вроде бы присутствуют, но вряд ли они носят намеренный характер (к примеру, в одной из сцен происходящее напоминает вторую часть «Терминатора»). А то, что Мастера Обезьяну озвучивает Джеки Чан, а Лорда Шэня – патентованный злодей Голливуда Гэри Олдман, российский зритель априори оценить не сможет.

Безусловно, всё это неплохой повод откинуться в кресле и отключить мозг, не ожидая от фильма двойного дна и фиги из кармана. Однако ностальгия по сатире DreamWorks всё же шевелится, и хочется подчас, чтоб панда По вдруг перестал мило тупить и бороться со злом, чтоб закурил бамбук и бросил в зал что-нибудь жизненно-циничное в духе «какой-такой павлин-мавлин, не видишь – мы кушаем».

..............