Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

10 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

5 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
9 марта 2011, 15:24 • Культура

«Наша публика – единорог»

Рада Анчевская: Доверие к рок-музыке исчезло

«Наша публика – единорог»
@ rada.rinet.ru

Tекст: Кирилл Решетников

«Если стоит человек где-то сбоку, отдельно от всех, какой-то странный, то точно за нашим диском приехал. Нас слушают странные», – призналась в интервью газете ВЗГЛЯД Рада Анчевская, солистка одной из самых известных в России фолк-групп, отмечающей 20-летие.

В 2011 году исполняется двадцать лет со дня основания московской фолк-рок-группы «Рада и Терновник» одного из символов отечественной альтернативной сцены, коллектива, безошибочно узнаваемого по многокомпонентной музыке, экспрессионистским стихам и потустороннему женскому вокалу.

Наши люди не ходят табуном. На наш концерт почти невозможно пойти праздновать корпоративный праздник или явиться всей студенческой группой

В преддверии юбилея основательница и солистка группы Рада Анчевская рассказала газете ВЗГЛЯД о своем самоопределении в нынешней музыкальной ситуации.

ВЗГЛЯД: Группа «Рада и Терновник» существует уже почти двадцать лет. Соответствует ли то явление, которое вы в итоге создали, первоначальному замыслу?

Рада Анчевская: Кто же его знает? Только тот, чей это был замысел. Но он не рассказывает. Это абсолютно серьезный ответ.

Бывают группы, которые создаются для того, чтобы денег заработать, бывает чтобы сыграть рэгги, рок-н-ролл, бухать портвейн на репетициях, самовыразиться и прочее. Я просто пою свои песни и стараюсь, чтобы они звучали так, как они уже существуют где-то там, в ноосфере, в небе... По-разному можно сказать. Замысел предполагает некую цель, которой надо достичь, чтобы замысел осуществился. А мне неинтересно достижение единичной цели, мне пение интересно как процесс.

ВЗГЛЯД: Сейчас нас окружают совсем другие явления, чем 2015 лет назад. Изменилась ли ваша музыка, и связано ли это хотя бы в какой-то степени с окружающими изменениями?

Р.А.: Музыка нет, не думаю. Изменяться могут способы ее донесения. Вот 20 лет назад не было какой-то гитарной примочки, а сейчас она есть, но это не имеет отношения к самой музыке, только к средствам. Или 15 лет назад было технически сложнее записать много треков в одной песне, а сейчас нам это сделать проще.

Впрочем, наверное, музыка тоже меняется в зависимости от того, какое время на дворе, но я не очень могу это объяснить. Хотя... В начале 1990-х мы играли очень медленно по темпу почти все композиции были неторопливыми, у нас не было песен короче четырех минут, а все больше минут по семь-восемь. Меня из-за этого периодически называли наркоманкой, почти после каждого концерта (а иногда и до) предлагали на выбор легкие и тяжелые наркотики. Никто не верил, что можно в неизмененном состоянии сознания играть настолько медленные песни, да еще и голосом всячески изощряться. Сейчас тяжело играть программу, сплошь состоящую из очень медленных композиций. То, что мы сейчас играем как задумчивые композиции, с точки зрения 1993 года просто взрывные ударные боевики. Наверняка, можно сделать философские обобщения, но мне неохота.

ВЗГЛЯД: В связи с доминированием Интернета принципы распространения и бытования музыки буквально за несколько лет изменились. По-вашему, Сеть помогает или мешает деятельности некоммерческих музыкантов?

Р.А.: Скорее, помогает. Легче осуществлять обмен информацией. Хотя этой самой информации в Интернете уже столько, что найти что-то стоящее просто сложно. И веры нет никому на форуме сотню восторженных отзывов может написать один и тот же человек под разными никнеймами, например.

ВЗГЛЯД: Вас знают очень многие, группа «Рада и Терновник» автоматически вспоминается одной из первых при разговоре о русском фолке. Как вам кажется, есть ли у вас своя целевая группа? Ощущаете ли вы присутствие той аудитории, которую можно назвать специфически вашей?

Р.А.: Ну да, ощущаю. Но наша публика она такая, фэнтэзийная. Как единорог он вроде как есть, потому что из книжек известно, как выглядит, и часто упоминается. Он точно хороший, думаешь о нем и на сердце светлее, но он невещественный.

Наши люди не ходят табуном. Это, кстати, ужасно для того же самого промоушна. Нет эффекта стада на наш концерт почти невозможно пойти праздновать корпоративный праздник или явиться всей студенческой группой, потому что у кого-то будет отчаянная любовь к этой музыке, а у кого-то отчаянная же ненависть и возмущение. Мне рассказывал молодой человек, отвозивший на «стрелку» в метро наши диски (он их там продавал): если стоит человек где-то сбоку, отдельно от всех, какой-то странный, то точно за нашим диском приехал. Нас слушают странные. При этом чисто внешне это могут быть взрослые и очень успешные люди, но внутри они все непростые и неземные немного романтики, верят в чудо, думают о невещественном. А внешняя жизнь, повторюсь, может быть совсем иной. Человек может занимать высокий пост в повседневной жизни, но отпускать на волю свою вот эту неземную часть, слушая нашу музыку (тогда как обычно люди на концертах высвобождают что-то другое). Они всегда есть, они всегда одиночки и я их люблю за наивные вопросы, за странные же подарки (браслет из компьютерных плат, например). За то, что я на дисках могу напечатать свой домашний телефон и точно знаю, что мне позвонят только по делу. Вообще, мне приятно, что у меня такая публика.

ВЗГЛЯД: Сохраняет ли для вас актуальность та идея, что музыка – это магическое явление?

Р.А.: Сохраняет. Другое дело, что музыка, существующая вокруг меня, это фон, развлечение и не более того. Рок-музыку перестали слушать. То есть рок плавно превратился из собственно музыки для слушания в музыку фоновую. Произошла перемена функции. То, что раньше слушали, стало сугубо прикладным явлением музыкой, сопровождающей что-то еще. Распитие пива, еду, пляски и прочее. Нет, очень круто, когда под музыку можно танцевать. Не круто, когда под рок-музыку только и можно, что танцевать, а слушать нечего. Исчезло доверие к рок-музыке, именно как к Музыке.

Меня бесит, когда мне говорят, что наша музыка «грузит». А Врубель грузит? А Лермонтов тоже грузит? Led Zeppelin? Ага, они все грузят. Может, это хорошо? Когда что-то не грузит и через минуту забывается – может, это плохо? А не наоборот.

ВЗГЛЯД: Если говорить о музыкальной ситуации в России, то в чем для вас наиболее существенное отличие 2000-х от 1990-х?

Р.А.: В 1990-е годы все верили в то, что будет круче и ярче. Сейчас ни во что уже не верят. Все только ждут, что будет. Опять же, в 1990-е годы было меньше искушений не было «формата», огромного количества клубов и прочего. Молодая группа понимала, что надо играть свою музыку и именно непохожестью можно чего-то добиться. Сейчас молодая команда понимает, что можно чего-то добиться только похожестью возьмут на радио, на фестиваль, а если играть кавера, то еще и в бар можно устроиться на постоянные выступления.

Ну и публика была более любопытная. Сейчас на неизвестные имена не заманишь, а в начале 1990-х, помню, собирались полные залы на список из никому не известных команд было искренне интересно, что же за музыку играют все эти люди. И, кстати, музыка была интересной и разнообразной. Сейчас, если говорить о рок-музыке, я вижу вокруг меньше разнообразия. Возможно, вектор нового и любопытного переместился в сторону электронной музыки, нойза и т.п.

ВЗГЛЯД: Вы учились на филфаке Ивановского университета, занимались литературой, вращались не только в музыкальной, но и в литераторской среде. Как вы думаете, академический литературный бэкграунд помогает оригинально выражать себя с помощью текстов или, наоборот, в какой-то мере отнимает возможность быть непосредственным, нагружает ненужной рефлексией?

Р.А.: Я считаю, что каждый человек должен закончить филологический, искусствоведческий, философский или любой другой гуманитарный факультет. Это систематизирует знания и дает как раз нужный объем того самого бэкграунда. Непосредственным же быть можно, и обладая знаниями, уверяю вас. При этом полной незамутненности сознания от человека, умеющего читать и писать, смотрящего телевизор и шарахающегося по Интернету, ожидать бессмысленно закончил он что-то или нет. Как раз филологический факультет избавил меня от очарованности литературоведением. Для того чтобы спокойно относиться к мороженому, надо им наесться. А рефлексия это глупо. Считаешь, что страдаешь фигней, не страдай, займись другим. Не можешь заниматься ничем иным не рефлексируй. Делай.

..............