Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
15 февраля 2011, 18:01 • Культура

«Ее еще воспитывать надо»

Белгород обвиняют в "театральной цензуре"

«Ее еще воспитывать надо»
@ bgiki.ru

Tекст: Ярослав Козулин

Преподаватели белгородского института культуры заявили о появлении в области добровольной «полиции нравов» в лице руководства вуза. Режиссерам-выпускникам запретили постановки по пьесам современных авторов, поскольку они «духовно опасны». Руководство театра все обвинения отрицает. Но один из «запрещенных авторов» – Евгений Гришковец – уверен, что дыма без огня не бывает.

В одном из российских регионов разгорается «культурный скандал». Как сообщает «Интерфакс», в студенческом учебном театре «Новая сцена» Белгородского государственного института культуры и искусств (БелГИКИ) запрещены постановки всех спектаклей современных авторов. Некоторые работники заведения связывают это с тем, что в вузе нарушается так называемый закон о духовной безопасности, введенный губернатором области Евгением Савченко.

Это преподаватель средних способностей, ничего выдающегося в ней нет. Она еще совсем молода. Видимо, ее задело, что худсовет не дал добро на спектакль

Запрещены четыре спектакля: по пьесам «Кислород» режиссера и сценариста Ивана Вырыпаева, «Планета» режиссера, актера и писателя Евгения Гришковца, «Луна и трансформер» уральского драматурга Андрея Крупина, лидера арт-группы Offart и «Свободная пара», автор которой режиссер, живописец, лауреат Нобелевской премии по литературе Дарио Фо.

Скандал разгорелся после премьеры спектакля по пьесе «Луна и трансформер», прошедшей 4 февраля. Постановка стала дебютом третьекурсника Максима Юрина. Спустя три дня преподаватель кафедры театрального творчества Оксана Погребняк узнала, что художественный совет театра во главе с проректором по творческой деятельности БелГИКИ Маргаритой Литвиновой по указанию ректора вуза Ирины Игнатовой запретил постановку. Причем сама Погребняк считает, что запрет наложен из-за страха перед санкциями против института: якобы худсовет считает, что студенты «нарушили законодательство Белгородской области, а именно «закон о духовной безопасности», и из-за этого полетят головы высшего руководства вуза. Погребняк говорит, что спектакли объявили «духовно опасными», а участников постановки обвинили в пропаганде педофилии.

Отчасти ее догадку подтвердила заведующая кафедрой театрального творчества Валентина Дубянская, которая  заявила, что запретом пытается сохранить «свое рабочее место и место Погребняк». Дубянская объяснила, что руководству области не нравятся спектакли, где много мата и откровенных сцен. Говоря о спектакле «Луна и трансформер», Дубянская охарактеризовала его как «не соответствующий нормам, которые приняты в институте». Она заявила, что пьесы современных российских авторов в театре больше ставиться не будут.

Однако проректор вуза по творческой деятельности Маргарита Литвинова заверила газету ВЗГЛЯД, что обвинения Оксаны Погребняк в страхе руководства БелГИКИ перед местной властью никакого веса не имеют. «Погребняк, которая позиционирует себя как режиссер и худрук, не является ни тем, ни другим. Она является всего лишь ассистентом кафедры. К театру «Новая сцена» она никакого отношения не имеет, равно как и не имеет права оценивать художественную составляющую постановки», заявила Литвинова.

По признанию проректора, она вообще не понимает, о чем идет речь. «Никаких санкций со стороны властей руководство не боится. Это заведомо ложь. Даже не знаю, кому было интересно пускать такой слух в прессу», возмутилась Литвинова и заверила, что спектакли никто не запрещал: «Мы, худсовет, можем рекомендовать или нет ту или иную постановку широкому кругу зрителей. У нас учебное заведение, и спектакли, которые ставятся, являются учебными. Все они в обязательном порядке просматриваются, и если художественный совет считает, что постановка стоит того, она выходит в прокат. Ставятся на сцене только лучшие. Если работа по своим художественным качествам не готова к выходу, то она принимается как учебная, и за нее ставится соответствующая оценка», рассказала Литвинова.

Она уточнила, что далеко не каждая постановка будет ставиться в театре: «Например, если студент получил «двойку», работа не выйдет. Можно и Чехова поставить так, что его нельзя будет играть на широкую аудиторию». Переходя к четырем «запрещенным» спектаклям, Литвинова сообщила, что тут «речь идет о непрофессионализме, нехудожественной, эпатажной подаче материала. Учебная работа у студентов не удалась. Что касается губернатора, то он, наверное, и не знает, что у нас прошли спектакли. Властей никто не боится», заключила она.

Странно, что в список неудачных постановок попали только современные пьесы, а ведь в художественном плане никаких критериев не существует

Маргарита Литвинова также не удержалась и заявила, что информация, появившаяся в СМИ, сильно искажена. «Я прочла высказывание декана (в прессе он фигурирует как проректор – прим.) БелГИКИ Александра Бердника о том, что он назвал спектакль «чернухой и порнухой». Это полная чушь – он лишь имел в виду, что постановка пьесы неудачная», рассказала проректор.

Газета ВЗГЛЯД попросила прокомментировать ситуацию автора пьесы, по которой был поставлен один из «запрещенных» спектаклей, Евгения Гришковца. «Странно, что в список неудачных постановок попали только современные пьесы, а ведь в художественном плане никаких критериев не существует – постановку можно оценить по-разному», сразу подметил он. По словам драматурга, ни о какой эротике и экстравагантности (так он интерпретировал «чернуху и порнуху»), во всяком случае в его пьесе, речи быть не может: спектакль даже шел на сцене Венского национального академического театра во время Венского фестиваля. «Пьеса переведена на многие языки. В ней нет ни одного слова ненормативной лексики. «Планета» это монолог о любви, ну а раз это монолог, то какие же там могут быть непристойные сцены!» – удивился драматург и напомнил, что некоторые его тексты вообще рекомендованы для детей.

Евгений Гришковец подчеркнул, что знаком и с остальными неугодными худсовету пьесами: в «Кислороде» действительно есть некоторые элементы насилия, но это «высокохудожественное произведение, которое не должно быть запрещено из-за нескольких сцен». «Они не носят пропагандистского характера, это художественно оправданные сцены», подытожил он.

Оценить ситуацию с добровольной «полицией нравов» в Белгородской области писатель и музыкант не смог. «Не могу давать комментариев по поводу «закона о духовной безопасности», признался Гришковец, отметив, однако, что информация о боязни властей со стороны театра вполне может оказаться правдой. «Если театр чего-то боится, то в области нездоровая обстановка», убежден он.

Газета ВЗГЛЯД решила уточнить у начальника Управления культуры Белгородской области Сергея Курганского, что же за «закон о духовной безопасности», приведший к таким последствиям, ввел губернатор Савченко. Курганский рассказал, что это «никакой не закон, а мероприятие, которое посредством искусства и литературы должно вырастить высоконравственное, патриотичное поколение».

«Мероприятие носит рекомендательный порядок, законодательно его никто не прописывал. Понятия, по которым мы воспитываем молодежь, очень гибкие, разумные и хорошо воспринимаемые всеми, кто любит родной край и Россию в целом. И это мероприятие никаким образом не связано с тем, что произошло в институте культуры», рассказал Курганский.

Как оказалось, местный начальник Управления культуры до назначения являлся ректором БелГИКИ и хорошо знаком со студенческим театром. Курганский полностью подтвердил слова проректора по творческой деятельности Маргариты Литвиновой, заявив, что отказ от постановки со стороны художественной комиссии вполне может быть оправдан. «И такое происходит очень часто. Выбираются исключительные постановки. Иногда на них приглашается зритель, еще реже – продаются билеты», заявил Курганский.

«Кто-то на запрете спектаклей устроил провокацию, и у меня есть подозрение, что не последнюю роль сыграла Оксана Погребняк. Это средний преподаватель, средних способностей, ничего выдающегося в ней нет. Она закончила институт в прошлом или в позапрошлом году, то есть она совсем молодая девочка, ей лет 2022. Ее еще воспитывать надо. Видимо, ее задело, что худсовет не дал добро на спектакль, к которому она имеет отношение, и девочка обиделась. Будто кто-то «зажимает» ее творчество. Этим скандалом Погребняк пытается привлечь к себе внимание, заработать баллов», уверен начальник Управления культуры.

Он считает, что вся история – «буря в стакане воды и яйца выеденного не стоит». «Лучше бы интересовались, чем живет область», обиделся напоследок Курганский.

..............