Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

20 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
3 ноября 2011, 21:12 • Культура

Отправлен в огонь

Первый тираж этого романа Маркеса сожгли по приказу Пиночета

Отправлен в огонь
@ Reuters

Tекст: Кирилл Решетников

Книга Габриэля Гарсиа Маркеса «Опасные приключения Мигеля Литтина в Чили» читается как авантюрный роман, но на самом деле это стопроцентно реальный репортаж. Герой Маркеса – чилийский режиссер – был вынужден менять внешность, запутывать следы и нелегально пересекать границу, чтобы рассказать миру правду о чилийской диктатуре.

Не так давно российские издатели наконец приобрели права на публикацию текстов Габриэля Гарсиа Маркеса (до этого все отечественные издания его произведений, с точки зрения зарубежных юристов, были контрафактными). Теперь русскоязычный читатель имеет шанс заполучить в свою библиотеку целую серию книг Маркеса, которые никогда раньше не переводились на русский язык.

Перевоплотившись в бизнесмена-рекламщика из Уругвая, он изменил внешность и манеры, запутывал следы, многократно меняя отели и средства передвижения

Уже сейчас ясно, что по ходу осуществления этого проекта заинтересованная аудитория будет раз за разом открывать для себя Маркеса, который не очень похож на автора «Ста лет одиночества», и развенчивать существующий поныне русский маркесовский миф.

Характерный пример в этом отношении – книга «Вспоминая моих несчастных шлюшек», изданная в рамках серии минувшим летом (кто-то уже успел прочитать ее в контрафактном варианте, но редактура в том издании оставляли желать лучшего). В небольшом романе, который оказался менее провокативным, чем его название, хрестоматийный «магический» Маркес уступает место рассказчику более приземленному и прямолинейному, хоть и сентиментальному. Но эта вещь – относительно новая (в оригинале она увидела свет в 2004-м). Теперь пришло время ознакомиться с теми «неканоническими» текстами колумбийца, которые были написаны и известны на Западе десятилетия назад.

Последний релиз в ряду легальных русских изданий – документальный роман «Опасные приключения Мигеля Литтина в Чили», написанный Маркесом в 1986-м, через четыре года после получения Нобелевской премии. Если сравнивать «Приключения» с вышеупомянутым романом 2004 года, метод и стиль их окажутся еще дальше от привычного «эталонного» Маркеса.

Дело в том, что перед нами фактически репортаж, пусть и опосредованный. Текст возник в результате общения автора с участником невымышленных событий; в результате получился образчик художественной журналистики, в котором писатель отвечает, в общем-то, только за литературную обработку. Подобные виды писательской практики хорошо известны; в России они распространены не менее, чем на Западе.

Однако в случае Маркеса, по крайней мере в доступном нам маркесовском контексте, это невольно воспринимается так, как если бы, скажем, в наследии великого художника-сюрреалиста вдруг обнаружились даже не рисунки с натуры, а скромные дизайнерские работы и опыты в области оформления интерьеров. На самом деле, в таких вещах нет ничего удивительного (к литературе это относится в той же степени, что и к и изобразительному искусству); к тому же Маркес – профессиональный журналист, в свое время зарабатывавший трудом репортера на хлеб. И все же посмотреть на то, как чемпион мира по прыжкам в длину перепрыгивает через ручей, весьма интересно.

Роман написан Маркесом в 1986-м, через четыре года после получения Нобелевской премии(Фото: http://fantlab.ru)

Первый тираж романа Маркеса был сожжен по личному приказу Пиночета (Фото: http://fantlab.ru)

История чилийского кинематографиста Мигеля Литтина, в период правления Пиночета нелегально посетившего свою родину с целью снять о ней документальный фильм и рассказавшего о своей поездке Маркесу, – это захватывающий авантюрный экшн, придуманный самой жизнью. Собственно говоря, история эта сама по себе является идеальным материалом для кино, причем не документального, а самого что ни на есть жанрово-постановочного.

После убийства президента Альенде и военного путча, в результате которого к власти в Чили пришел Аугусто Пиночет, Литтин оказался одним из тысяч чилийцев, которых выслали из страны без права возвращения. Тем не менее в 1985 году, через много лет после вынужденной эмиграции, изгнанник инкогнито вернулся. Разработав подробный конспиративный план, заручившись поддержкой соотечественников-сопротивленцев и подрядив три съемочные группы из Европы, он взялся за осуществление амбициозного художественно-политического замысла: собрать свидетельства о диктатуре и наглядно продемонстрировать происходящее в Чили всему миру. Предприятие удалось: получившаяся в результате документальная лента вышла в 1986 году и была отмечена двумя премиями в Венеции.

Однако поездка была действительно опасной, и Литтин был вынужден конспирироваться так, как это делают в классических шпионских фильмах: перевоплотившись в бизнесмена-рекламщика из Уругвая, он изменил внешность и манеры, запутывал следы, многократно меняя отели и средства передвижения.

#{interviewcult}Обо всем этом читателю рассказывает Маркес, встретившийся с Литтином после успешного завершения авантюры и интервьюировавший его целую неделю. Как специально отмечается в предисловии, романист-журналист сохранил не только рассказ героя от первого лица, но также его субъективные оценки и характерные чилийские обороты. О премиях, которыми отметили маркесовский роман-репортаж, не сообщается, однако известна другая реакция на книгу: первый ее тираж был отправлен в огонь по личному приказу Пиночета.

Самое интересное во всем этом – некая, так сказать, рекурсия интервьюерско-документалистского подхода. Приехав в Чили, Литтин интервьюирует соотечественников и снимает на основе собранного материала документальный фильм, после чего самого Литтина интервьюирует Маркес и пишет на основе этого интервью документальный роман.

Как бы то ни было, читать «Опасные приключения Мигеля Литтина в Чили» уж никак не менее интересно, чем сентиментально-социокритических «Несчастных шлюшек». Тем более что воображение сразу начинает рисовать аналогичные публицистические акции, направленные на восстановление информационного баланса в нынешних условиях. То есть, грубо говоря, очень бы хотелось увидеть независимый фильм-расследование о постхусейновском Ираке или (лет через пять) о новой Ливии. А потом  прочесть документальный роман о съемках такого фильма.