Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
2 комментарияВсе зло от банков
«Джонни Д.»: Все зло от банков
Мировая премьера «Джонни Д.» с Джонни Деппом, Кристианом Бэйлом и Марийон Котийяр в главных ролях назначена на 1 июля, но еще раньше эта криминальная драма о «гангстере честных правил» Диллинджере, боровшемся с Великой депрессией посредством грабежей, была показана на ММКФ. Изначально казалось, что данные актеры в сумме с неплохим жанровым режиссером Майклом Манном на выходе дадут по меньшей мере шедевр. Однако итоговое впечатление от картины осталось неоднозначным.
Гангстеру Джону Диллинджеру, этому американскому Робину Гуду времен Великой депрессии, посвящено более десятка художественных, документальных и телевизионных фильмов, самыми известными из которых являются экстравагантная картина «Диллинджер мертв» легендарного Марко Феррери (справедливости ради следует отметить, что сам гангстер появляется в этой картине лишь в виде газетной заметки), драма «Диллинджер» Джона Милиуса («Красный рассвет», «Конан-варвар») и нуар «Диллинджер» Макса Носсека, снятый еще в 1945 году.
Если бы Диллинджер дожил до наших дней, он бы, вероятно, охотился на брокеров с Уолл-стрит
Вообще, влияние Диллинджера на Голливуд сложно переоценить – чуть ли не каждый фильм о гангстерах 30-х годов, снятый после его смерти, так или иначе отсылал к его биографии. К примеру, считается, что Хамфри Богарт стал популярным благодаря ролям Дюка Мэнти в «Окаменевшем лесе» и Роя «Бешеного пса» Эрла в «Высокой Сьерре» (прототипом обоих был Диллинджер).
«Новым» Диллинджером (после Лоуренса Тьерни в «Диллинджере» 1945 года, Уоррена Оутса в «Диллинджере» 1973 года и Роберта Конрада в «Женщине в красном» 1979 года) стал Джонни Депп, на сегодня, пожалуй, самый харизматичный актер своего поколения. В ряде интервью он подчеркивал свое желание сыграть гангстера 30-х, особенно упирая на наследственность – внезапно выяснилось, что дедушка актера во времена Великой депрессии был знатным бутлегером и не всегда ладил с законом.
Специалисты утверждают, что обаяние Диллинджера крылось не в его внешней неотразимости (не был он таким уж красавцем, как его представляют по фильмам), а в том, что он не притворялся героем, хотя и любил картинные жесты. «Диллинджер на самом деле не был Робином Гудом, – считает историк Сэнди Джонс. – Он был простым деревенским парнем из Индианы, который любил бейсбол. Он жил мечтой о мести, которой вместе с ним жили миллионы американцев во время Великой депрессии. Если бы он дожил до наших дней, он бы, вероятно, охотился на брокеров с Уолл-стрит».
По факту, Диллинджер просто грабил банки, утверждая, что они – первопричина Великой депрессии. Заметная часть простых американцев считали так же. В итоге – не по делам почет.
Название «Джонни Д.» (в оригинале «Public Enemies» – «Враги общества») – дело рук отечественных прокатчиков, и по поводу его правомерности в свое время разгорелись нешуточные споры. Противники столь смелого обращения с оригиналом возмущались и говорили, что вряд ли сам Диллинджер позволял кому-нибудь называть себя «Джонни». Защитники же делали ставку на Джонни Деппа, сыгравшего заглавную роль, и утверждали, что в этом случае фильм окажется более выгодным коммерчески, так как название «Враги общества» затерто до дыр, а имя Диллинджера, в отличие от Деппа, в России мало кому известно.
- Чемпионат по сбору металлолома
- Джонни Депп напьется крови
- Спаси кино – выбрось мобильник!
- «Чем больше дерьма, тем меньше ущерба»
По сути, фильм является экранизацией документального романа Брайана Барро «Враги общества: Величайшая волна преступности в Америке и рождение ФБР» (2004), в котором анализируется становление Бюро как мощной властной институции, а также противостояние главы организации Эдгара Гувера ее лучшему агенту Мелвису Первису (Кристиан Бэйл), уже успевшему поймать (и застрелить) Красавчика Флойда.
Дело за малым – чтобы стать самой главной правоохранительной организацией страны, Бюро должно поймать (а еще лучше – застрелить) врага общества № 1 Джона Диллинджера. Такая глобальная цель оправдывает все возможные средства, даже обман и шантаж.
Впрочем, кажется, режиссера Майкла Манна («Али», «Соучастник», «Свой человек») меньше всего интересовала история, стоящая за книгой. Он так и заявил на пресс-конференции: хочу, дескать, зафиксировать время и погрузить туда зрителя.
#{movie}Поймать и передать дух 30-х Манн решил при помощи цифровой камеры, которую оператор почти не ставил на штатив, отчего она постоянно вращалась в непроизвольном порядке и тряслась, как у какого-нибудь приверженца «Догмы-95». Как относиться к этому «новаторству» – дело вкуса.
С одной стороны, Манн максимально приближает к той эпохе, чуть ли не с точностью документалиста воспроизводит бытовые детали – все эти шляпы, пальто, двубортные костюмы, кинотеатры с роликами новостей перед фильмами.
С другой – цифра вполне в состоянии убить старомодное художественное кино с его работой над звуком, постановкой света и актерской самоотдачей. Понятно, что ответственность за последнее целиком ложится на Деппа, которому придется если и не влюбить зрителя в Диллинджера, то хотя бы дать понять, почему его герой стал культовым в США.